fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Был ли мальчик?

Я получил много вопросов по своей заметке о прощенной прелюбодейке. И я понял, что тему стоит немного развить. Писание того стоит! И если вы дальше готовы потратить свое время и зрение на мои лонгриды, то поехали! Я запланировал еще пару штук...

В этой заметке я отвечу на вопрос о неизвестной судьбе любовника этой женщины. Должны ли были его казнить? Что с ним? Куда он делся?
Быть может, любовника не удалось схватить, или он был не подсуден для иудеев, поскольку не был иудеем — я не знаю! Христос, заметьте, не посчитал нужным об этом спросить. Вполне возможно, любовника никто ловить и не собирался, поскольку он никому не был нужен – ни иудеям для расправы, ни автору повестования для развития сюжета. И вот почему.



В Ветхом Завете супружеская измена наказывается смертью изменницы и ее любовника (см.: Лев.20:10; Втор.22:22–24). По Галахе, совершивший по своей воле прелюбодеяние подлежит смертной казни, а принуждаемый к ним обязан «предпочесть смерть». Лицо, не избравшее такой исход, считается виновным в «осквернении Божьего имени» — в грехе, от которого человека избавляет только смерть, опять же.
Иудейский суд (бейт-дин), имеющий полномочия по таким делам, состоял из 23 судей. Для того, чтобы вынести смертный приговор по факту прелюбодеяния, суд должен был удостовериться, что преступление раскрыто двумя непосредственными свидетелями на месте его совершения и в том случае, относительно которого известно, что осуждаемый «был предупрежден» - т.е., осведомлен в законе. Незнание закона, видимо,  освобождало от смертного приговора. Способ приведения смертного приговора Законом не нормировался. Это могло быть сожжение, побиение камнями или удушение (последнее раввины считают более гуманным).

И да, вы правы, если бы смертью карали каждого виновного в прелюбодеянии, то тогда вопрос о позволительности развода по причине прелюбодеяния не стоял бы — по факту с необходимостью наступившего вдовства невиновной стороны, чего не происходит. Я не большой знаток Галахи (не там учился), поэтому исчерпывающе ответить на все вопросы о правоприменимости иудейских законов я не могу, а посему предлагаю продолжить тему не вглубь, а вширь.

Итак. Измена мужа с незамужней если и считалась грехом, то не относилась к прелюбодеянию и вообще к караемым судом преступлениям. Такой взгляд у иудеев основывается на… разрешении Торой многоженства и на концепции, согласно которой мужчина приобретает себе жену за деньги и потому располагает исключительным правом на нее.
Девушек-блудниц не полагалось казнить за сексуальные связи, (правда, были разные исключения: например, обрученную священнику деву просто сжигали заживо). Подобные интерпретации плюс «блага» оккупации способствовали вполне успешному развитию среди иудеев почти самой древней профессии. Только храмовая проституция был запрещенной, относительно остального, якобы, Закон умалчивал – по крайней мере по поводу уголовных наказаний по суду.

Однако требования казни (и именно смертной) для любой блудницы, а не только прелюбодейки, все же, появляются. Происходит это только в эллинистический период, притом – как компенсация почти полного отсутствия возможности исполнения подобных приговоров ввиду монополии оккупационного права в «расстрельных статьях». Как говорится, бодливой корове Бог рога не дает. И римляне тоже не давали: они не криминализировали адюльтер и блуд (за редким-редким исключением)… Если бы было иначе, то репрессии закона приобрели бы размеры геноцида, в том числе и в Иудее.
Смысл разбираемого нами фрагмента Евангелия от Иоанна дает основание предположить, что суд получил все необходимые свидетельства, и женщина однозначно подлежала казни. Вся пикантность ситуации именно в том, что «съехать с темы» и «отправить дело на дознание» было уже невозможно, и Христу нужно было ответить «да» или «нет», и другое, как казалось Его оппонентам, было невозможным.

Но важно заметить, далеко не факт, что нашу прелюбодейку казнили бы, не заступись за неё Христос. Разве что нашелся бы для этого какой-нибудь иудей-камикадзе. А такие бывали и почитались среди ревнителей закона как герои – часто посмертно. Здесь стоит почувствовать разницу этой смерти и смерти Христа за грешника: один умирает осуждая, Другой – оправдывая… И сейчас многие проповедники подражают больше первому, а не второму, тратя свою жизнь не на оправдание, а на осуждение.
Но иудейский самосуд был, все же, вероятен (не знаю, по такому ли поводу - разве только в далекой забитой деревне): если начало главы говорит нам о том, что хотят побить блудницу, то ее конец говорит повествует уже о том, что хотят побить Иисуса, ввиду чего Он вынужден ретироваться - т.е., была реальная угроза! Ну, и вспомним диакона Стефана (см.: Деян.7:57-58)...

Но все же содержательно обращение ко Христу толпы иудеев, притащивших с собой запуганную и униженную женщину, имело тот же смысл, что и в другом месте – их обращение с вопросом о том, можно или нельзя платить дань кесарю (см.: Лк. 20:19-26, Мк. 12:13-17, Мф. 22:16-22). Т.е., иудеи, в конечном счете, хотели расправиться с самим Иисусом, а не с грешницей, и последовательно раскачивали обстановку. Женщина была лишь средством достижения их коварного плана.
Своим искушением они хотели поставить Христа в тупик, рассчитывая на то, что сказать «нет» Он не сможет по причине всеобщей неприемлемости отрицания закона иудеев, а сказать «да» Он не сможет из-за того, что римский закон зеркально карал за самосуд, да и в целом такое противоречило бы основному духу Христовой проповеди. Ну, или наоборот скажет что-то одно из двух... В общем, это была провокация, для осуществления которой одной женщины иудеям было вполне достаточно...

Так что, феминистки, расходимся... Хотя, чего греха таить: женщина за половую распущенность всегда судилась строже. Как говорит св. Василий Великий в своем 21 Правиле, «причину сему дати не легко, но тако принято в обычай». А может быть, просто ей, женщине, больше дано, а?

Продолжение следует.

-------------------------
На иллюстрации: кадр из фильма "Страсти Христовы", Мэл Гибсон,  https://www.youtube.com/watch?v=CSJb8Bm-rT0


Tags: 7-40, Библия, логотея
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Несмотря ни на что

    Сегодня день памяти св. мученицы Пелагии Антиохийской. Дева Пелагия жила во времена гонений, организованных императором Нумерианом, правившим в…

  • Вечный покой!

    Отец Дмитрий Смирнов преставился. Царство ему Небесное! О этом батюшке было сказано и еще скажут много хороших слов – есть за что, слава Богу!…

  • Deus Magnus

    Мой собрат из Гомеля – отец Алексей Митрофанов – видит в гимне «Магутны Божа» сходство с маршем РОА «Мы идём широкими…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments