fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Найти священника

«Ученые не любят таких слов, как «истина» и «вера». Истинным можно назвать лишь то, что можно доказать в соответствии с некими общепринятыми критериями. В целом, наука не верит в истину — точнее, наука не верит в веру. Научное понимание можно трактовать как наилучшее соответствие данным, полученным в рамках текущих ограничений (и инструментальных, и философских). Если бы наука делала из истины фетиш, то была бы религией, но она таковой не является. Однако в условиях, которые Томас Кун назвал «нормальной наукой» — в противоположность интеллектуальному возбуждению, которое вызывает сдвиг парадигмы, — большинство ученых, кажется, заняты тем, что больше похоже на религию. Их лучшие догадки быстро превращаются в общепринятые теории, а эти теории становятся предметом веры. И если ученый говорит вам, что «истина — это...», можете уходить. Лучше найти священника...». (Тимоти Тейлор — профессор Предыстории Человечества в университете Вены (Австрия), гл. редактор Журнала Мировой Предыстории, автор книг «Предыстория секса» и «Погребенная душа»).

Найти священника всегда здорово (я б тоже хотел), но... на самом деле ученые любят разные слова. И священники – тоже.



Некоторые считают, что каких-либо универсальных критериев истинности знания не существует так же, как не существует универсальных критериев истинности веры (с некотоыми оговорками я согласен). Это делает возможным следующее предположение о том, что нет и универсальных критериев отличия науки от религии -- в том числе и потому, что вообще история науки и религии совпадают (и с этим я тоже согласен – с некоторыми оговорками). Религия и наука, якобы, способны становиться неотличимыми друг от друга в признаке «догматизации» и способности закрепощать людей, сужать их горизонты, превращать их в средства достижения целей (и с этим не поспоришь). Поэтому тот, кто борется за светское общество, должен, якобы, бороться не только за свободу от религии, но и за свободу от науки. Религию нужно отличать от собственно веры, а науку – от собственно знаний.
Вера не сводима к религии, а знания - к науке, зато религию при желании можно свести к науке, а науку – к религии. Но проблема различения знания и веры все равно останется нераскрытой… И более того, теряется всякий смысл ее раскрывать в дальнейшем…

Короче. Тот, кто думает, что можно «спасти религию» через «уничтожение науки», тот ошибается. Мы сидим на одном суку – на том самом, где должно найтись место и религии, и науке, и коллеционированию марок. Забавно то, что некоторые апологеты в поисках тактических средств для борьбы с научным шовинизмом с радостью (осознанно или нет) прибегают к «эпистемологическому анархизму» (на манер фейерабендовского) а то и к банальному агностицизму и солипсизму. Они явно не в силах предугадать… нет, не следующий ход своего противника, а… вмешательство в третьей стороны, которая сделает проигравшими первую и вторую. Или саму игру – несостоявшейся.

------------------
На иллюстрации: "Лабиринт Духовный", XVIII в., 54*43,9 см., Гос. музей истории религии Санкт-Петербург 


Tags: апологетика, логотея, цитаты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Волшебные мечтания

    Из чина Благословения креста для ношения на теле: "...И якоже жезл Ааронов, к отражению сопротивных неверствия, и испражнению волшебных мечтаний…

  • Пленным освобождение

    «И пришел [Иисус] в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу…

  • Кто?

    Критика Тюренкова не прошла туне: отец Савва одумался, взялся за себя и стал положительным героем «Русской народной линии»... Ладно, это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments