fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Другой Христос

Ученики накануне страданий Спасителя испытывали горькое предчувствие предстоящей разлуки. «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою (Мф.16.22), - воскликнул Петр. «ЛУЧШЕ ДЛЯ ВАС, ЧТОБЫ Я ПОШЕЛ» (Ин.14.26), - говорит Христос. Но почему? Христос уходит, и что в этом хорошего для учеников, которые ради Него оставили свои дома, и которые, таким образом, при расставании должны были бы лишиться всего, ради чего они пошли на эти жертвы – общения с Иисусом? Но давайте дочитаем до конца: «ИБО, ЕСЛИ Я НЕ ПОЙДУ, УТЕШИТЕЛЬ НЕ ПРИИДЕТ К ВАМ».

Что это за Утешитель? И чем пребывание с Ним лучше, чем простое понятное физическое пребывание рядом с Иисусом?


Сошествие Св. Духа на апостолов - взято: https://foma.ru/ikonografiya-prazdnika-pyatidesyatniczyi.html

…Христос, не смотря на то, что был Истинным Богом, был еще и Истинным Человеком. Он воспринял на Себя все ограничения, которые предполагало человечество, что не могло не повлиять на характер миссии Спасителя:
1) Он вышел на общественное служение только в 30 лет – что было обусловлено обычаями иудеев. Он, таким образом, проповедовал только десятую часть Своей жизни.
2) Проповедь Христа была ограничена не только временем, но и пространством: далеко не все желающие могли попасть к Нему, добраться до Него…
3) Не смотря на то, что проповедь Иисуса звучала с удивительной силой и подкреплялась великими чудесами, Сам Иисус нуждался в отдыхе, пище, питии, уединении.
4) Не только человечеством Иисуса была ограничена результативность Его служения, но еще и человечеством Его слушателей: даже апостолы понимали далеко не все. «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.16.7-13). «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14.26). «Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано (Ин.12.16)». Вот оно - «вспомнить все» для апостолов.

Не думайте, однако, что служение Иисуса было «не стопроцентным»! Он пришел с четко определенной миссией, и для того, чтоб исполнить ее, достаточно было сделать то, что Он сделал, а именно: воплотиться, пострадать, умереть, воскреснуть, вознестись к Отцу и умолить Его ниспослать Духа.

По словам и действиям Христа с самого начала было очень хорошо понятно, что Он здесь, на земле, не навсегда. Это не могло не тревожить апостолов. Но Христос обнадеживал их обещанием: «Я умолю Отца, и даст вам ДРУГОГО Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин.14.16).

А вот здесь - немного экзегетики. Я не случайно выделил слово «другой» в только что приведенной цитате. В греческом языке есть два слова, переводимых на русский прилагательным «другой»: άλλоς и έτερος. Оказывается, изначально это совсем не синонимы. Например, мы имеем корзину с разнообразными фруктами. Я попрошу вас на древнегреческом подать мне один из них. Кто-нибудь подаст мне апельсин. Но я скажу: «Дайте мне другой фрукт». Вы сможете понять меня по-разному, в зависимости от того, что я употреблю - άλλоς или έτερος - в значении «другой». Если "аллос" (другой, похожий, другой из того же вида), значит, вы мне подадите другой апельсин, если "гетерос" (другой, отличающийся, иного качества или сути), то на этот раз у меня в руках окажется что угодно, но только не апельсин. Подозреваю, что когда-то также и в славянском было дело: другой (от «друг» - такой же, но не этот) и иной  - изначально не синонимы.

Так вот, у евангелиста Иоанна в Ин.14.16 использовано слово άλλоς (άλλоν)! Это значит, что Христос обещал, что к ним, к ученикам, придет кто-то такой же как и Он, Тот же, но не Он. Пребывание с невидимым Духом лучше, чем просто физическое пребывание рядом с Иисусом, и вот почему. Дух Святый – единосущен по Божеству Иисусу. Он – тот же Бог, что и Он, но:
1) Он специально посылается Отцом для того, чтоб НАВСЕГДА пребывать с нами.
2) Он не нуждается ни в сне, ни в пище, Он ничем не ограничен, чтоб Его получить, не нужно продавать квартиру и ехать в Палестину. Он Сам к нам придет (если будут выполнены некоторые если – но все эти «если» целиком и полностью зависят только от нас).
3) Только тогда, когда Он приходит, до конца становится понятным все то, о чем учил Иисус – как о Царствии Божием вообще, так и о Себе в частности. «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор. 12.3). Вот он – залог Духа в душе каждого исповедующего Христа грешника (если речь идет не просто об игре в слова), даже там, где никаких других проявлений Благодати не наблюдается.
Суммируя, можно сказать, что в общении с Духом Святым нам обещана более высокая степень вовлеченности в Божественную жизнь, чем та, которой обладали апостолы до дня Пятидесятницы.

Кто бы не хотел общения с Иисусом? Кто бы не хотел оказаться на месте Его современников, услышать Его, припасть к Нему? Все желают этого, но и все же понимают, что не от нашего выбора зависит время и место нашего рождения, ровно как и еще многие другие обстоятельства. Но станем ли мы сообщниками Духа Святого - зависит только от нас. Если верно, что всякий видевший Сына видел и Отца (см.: Ин.14.9), то также верно, что принявший Духа, принял Иисуса! И «если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8.9). Через Христа Бог-Отец посылает нам Духа, и в приятии Духа сама духовность становится жизнью во Христе: Церковь есть Тело Христово, а Дух Святый – Душа в Теле Церкви. Церковь Христова – она же и Церковь Духа Святого.

Если мы так мечтаем о времени, которое мы могли бы провести с Иисусом, то почему мы не пользуемся реальной возможностью (открытой для каждого вполне) общения с Духом – с Иным Христом? Почему у нас даже цели такой нет? А ведь Христос для того пришел: не просто, чтоб мы уверовали в Него, но чтоб мы получили Духа. Чтобы мы получали Его...

Tags: логотея, праздничное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments