fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Так, ересь всякая

Перелистываю М.Вебера… Вот вам цитата для ночной медитации: «Принадлежность к секте — в противоположность принадлежности к церкви, которая «дана» человеку от «рождения», — является своего рода нравственным (прежде всего в деловом отношении) аттестатом личности. «Церковь» — не что иное, как учреждение по дарованию благодати. Она управляет сферой религиозного спасения как неким фидеикомиссом; принадлежность к церкви (по идее) обязательна и поэтому сама по себе ни в коей степени не характеризует моральные качества прихожан. «Секта» же, напротив, является волюнтаристским объединением лишь достойных (по идее) в религиозно–этическом отношении людей, квалифицированных в качестве таковых и добровольно вступивших в это объединение, при условии столь же добровольно данного им разрешения, ввиду их доказанной религиозной избранности»...

Слово «секта» (secta) латинского происхождения и означает 1) «путь, образ действия, школа» — от гл. sequi «следовать; провожать» (от праиндоевр. sekw- «сопровождать»; 2) «часть». от гл. secāre «срезать, отрезать» (от праиндоевр. *sek- «резать, сечь»).
Увы. Дворкин (кажется, он) демонизировал понятие секты, превратив для обывателя рядовой социологический термин в оскорбительный эпитет. Но в свое время находилось много желающих наоборот «ангелизировать» это понятие, превращая его в термин, обозначающий религиозность со знаком качества (а не только количества). Разумеется, к последним относились сами сектанты – притом, как до большевистского переворота, так и после него (если говорить о нашей истории).

В царское время сами сектанты легко называли себя сектантами, например, в таком контексте: «Мы, — писали баптисты, — русские по национальности, любим нашу родину, и в рядах армии теперь находятся наши отцы, братья, Дети... Среди сектантов изменников нет».  И вообще они не пьют, не играют в карты, а посему царской полиции не стоит видеть в них каких-то неблагонадежных для отечества, а наоборот…

Что касается времени Советской власти, то, если вы изучали историю религии в СССР, то уже наслышаны об открытом письме известного в свое время толстовца Троегубова. Оно под названием “Социально-революционная роль сектантства” было опубликовано в 1925 году в газете «Безбожник». И давайте не забывать, что кроме Троегубова под ним подписались и лидеры некоторых других религиозных групп: евангелист Беляев, баптист Павлов, адвентисты Лебсак и Янцен, духобор Голубов, молоканин Желтов... Очень показательный пример! В письме, адресованному ВЦИК, говорится не только о лояльности сектантства по отношению к Советской власти, но еще рассказывается и о роли сектантов в «деле Октября». Спокойно, ребята, не об этом речь! Да, Православная Церковь тоже была вся из себя такая лояльная, и не этот признак является интересным для нас. Нам важно то, что авторы совершенно спокойно в своем тексте используют слово секта с производными как самоатрибуцию и некий антоним по отношению к контрреволюционной церковности. Полюбуйтесь: «И если Муссолини с папой и католическими попами, Цанков с православными попами, Чемберлен с попами англиканской церкви и Гинденбург с попами лютеранской церкви вздумают действительно пойти крестовым походом против нас, коммунистов, то многочисленные сектанты Германии, особенно Саксонии, родины революционных анабаптистов-коммунистов, Англии, где среди рабочей партии очень много сектантов, Болгарии, Чехо-Словакии и Югославии, где также много сектантов, потомков революционных таборитов, и других, и особенно североамериканских соединенных штатов, переполненных сектантами, сочтут своим долгом стать на защиту нас, как исповедников коммунизма, который завещан не только Марксом и Лениным, но и Христом и древними христианами, жившими коммуной, и за который боролись с попами, царями и богачами, страдали и умирали древние христиане и средневековые сектанты и бороться за который мы, русские сектанты, призываем и нынешних сектантов всего мира...».

Притом, подчеркну еще раз, сами сектанты употребляют слово «секта» для самоидентификации не в контексте суждения о количестве своих последователей, а в контексте суждения об их качествах. Количественный (социологический) смысл слова «секта» вообще никогда не был пререкаемым: разумеется, православные в какой-нибудь Саудовской Аравии тоже будут сектантами — и так со времен Плиния Младшего, который в своих письмах Трояну, кажись, впервые в истории использует слово «секта» по отношению к христианам вообще.

Впрочем, качественое измерение термина тоже стало возможным в глубокой древности — в том числе благодаря некоторым печальным лингвистическим обстоятельствам.

Первое. Дело в том, что  латинскому слову «secta» в древнегреческом языке соответствовало слово αἵρεσις — «эресис» (ну, «ересь» - если по-простому). Правда, изначально «ересь» по-гречески — просто «выбор, направление, школа, учение, секта», т.е., не то, что сейчас это слово обозначает в русском при его использовании без перевода. Но... почему бы и нет? Кстати, не все ереси (а значит и секты) одинаково вредны. В Новом завете мы читаем буквально следующие слова: «δεῖ γὰρ καὶ αἱρέσεις ἐν ὑμῖν εἶναι, ἵνα οἱ δόκιμοι φανεροὶ γένωνται ἐν ὑμῖν» («Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные», 1Кор.11:19) — т.е., апостол Павле прямо заявляет, что между нами должны быть αἱρέσεις!!! Но не те, что на русский можно перевести как ереси\секты, а те, что переводятся как разномыслия... Никакого всеобщего одобрямса!  Но пример, где слово αἱρέσεις в соответсвующей форме переведено как «ересь», тоже имеется в Синодальном переводе: в книге Деяний мы читаем «...πρωτοστάτην τε τῆς τῶν Ναζωραίων αἱρέσεως», что по-русски звучит как «...и представителем Назорейской ереси» (Деян.24.5).

Второе обстоятельство, влияющее на качество слова «секта», и оно более значимое...
Напомню, что и еврейские мудрецы возводили значение слова ‏קדש‏‎ («кодеш»), обозначающее «святость», к указанию на отделенность. Как бы получается, что святость — это такая форма... сектантства!
Поэтому и для христианских проповедников, которые в значении кодеш артикулировали именно значение отделенности, соблазн послать всех сектантства всегда был велик и желаем: «надоело, доколе! давайте придумаем себе церковь, да не такую «как у всех», а такую, «как у апостолов» (а «у апостолов» – это «как я думаю»), давайте прогоним всех неправильных, неверных, нечистых, или – еще лучше! – давайте сами уйдем от них и будем любоваться чистотой и святостью друг друга».
Но если поддаться этому искушению, то процесс разделения будет уже не остановить: на каждого чистого найдется кто-нибудь почище, а на каждого умника – еще кто поумнее. Например, Ветхий Завет называет евреев «святым народом» (Втор.7:6 и др.), но и среди этих святых появились «более святые» - например, тех, кого назвали фарисеями (от корня ивр. ‏פרש‏‎ - «отделившиеся»). Уже в Древнем Израиле законы, имевшие целью изолирование евреев от язычников, стали отделять одних евреев от других. С христианством вышло все точно также. И с исламом... Верующие с большой сообразительностью и разнообразием используют каждый повод для того, чтобы разделиться между собой: отделиться самим или отделить других – иногда даже в готовности ради этого объединиться с кем-нибудь из неверующих...

Однажды наши отделения «от грешников» могут перерасти не в святость, а в... скверну еще большего греха. Есть еще одно интересное слово в иврите: нидда - оно буквально тоже переводится как «отделение» (נִדָּה), но чаще указывает на что-то нехорошее, например, на состояние женской нечистоты.
В отделенностях очень легко запутаться. Тем, кто склонен воображать о своей отделенности...
как бы это сказать по-деликатнее? – белых одежд лучше не надевать.


Короче, православные всех стран, объединяйтесь!
--------------------
На иллюстрации: Максимилиан Карл Эмиль Вебер. Фото взято http://pereprava.org/trust/3574-maks-veber-i-protestantskaya-etika.html

Tags: апологетика, читая прессу
Subscribe

Posts from This Journal “апологетика” Tag

  • О Туровском кресте

    Друзья, в ответ на ваши письма, исполненные гнева и осуждения в адрес отца протодьякона по поводу его заметки о Туровском кресте, я скажу сразу, что…

  • Вера - всегда чудо

    Мои ответы на вопрос корреспондента "Вечернего Минска" Протоиерей Сергий Лепин: Вера – всегда чудо Как многие сверстники, он…

  • Ген фантазии

    Друзья, как-то я спросил, у кого можно найти книгу В. Цепкало «Код бессмертия: Тайна смерти и воскрешения человека» (Минск: Харвест,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments