fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Резать!

Я понимаю, что спрос на подобный контент в ЖЖ нонче не очень велик, но… в общем, сегодня я опять – про Евангелие.

«И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат». (Лк.18:18-23)


фото взято https://www.orthodoxartsjournal.org/a-new-icon-composition-christ-and-the-rich-young-ruler/

«Начальствующий» (в славянских переводах «князь») в греч. «ἄρχων», архон (или архонт) - должность в древнегреческом полисе и титул в Византийской империи. Василий Великий считает, что юноша этот – «законник», т.е., учитель Закона Божьего, проповедник. Лопухин делает предположение, что он был начальником синагоги – и это очень интересный вариант, скажу я вам, ибо тогда обличение любостяжания и призыв оставить должность и следовать за Христом обретает дополнительные оттенки, правда? Ну, представьте, обращается, к примеру, батюшка с вопросом к кому-либо о том, что ему нужно сделать для того, чтобы наследовать жизнь вечную, а ему в ответ предлагают оставить служение…
Но проще отказаться от мысли, что перед нами председатель горисполкома или настоятель кафедрального собора, и предположить, что этот парень – просто юный, спесивый, гламурный выпендривающийся мажор, сынишка богатых и знатных родителей, который, возможно, сам лично еще не заработал в своей жизни (не украл, не отнял, пр.) ни гроша, ни уважения.

Этот славный малый, несмотря на свою ершистость и понты, понравился Иисусу, о чем и говорится у Марка (Мк. 10:21) – Господь видит сердце юноши через корку греха и всей той наносной дребедени, которой подростки облепливают свою душу, дабы не чувствовать прикосновение мира. Заметим для полноты картины, что свт. Василий Великий полагает, что не все три истории у Синоптиков говорят об одном и том же случае. Толкуя Евангелие от Матфея святитель утверждает буквально следующее: «Юноша сей не одно лицо с законником, упоминаемым у Луки. Последний был пытлив, предлагал вопросы в насмешку; а тот спрашивал здраво, но только принимал не благопокорно, ибо не пошел бы от Господа, скорбя о таких Его ответах, если бы вопросы делал Ему презрительно». Большинство толкователей, все же, склонны отождествлять эти сюжеты, но даже если нет, то мы имеем прекрасное свидетельство тому, что об одном и том же можно спросить по-разному, а видимое как тождественное может быть внутренне противоположным.

Сложно не уйти в банальности, проповедуя на воскресное Евангельское зачало, но… И так все знают, что само по себе богатство не предосудительно. «Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство - от Господа» (Сир.11.14). Если человек не ворует, не грабит, не забывает о духовном… Среди святых мы имеем многих, кто был богат, точно как и среди не знающих Бога – тех, кто беден. Предложение Христа раздать имение и последовать за Ним было эксклюзивным назначением врача конкретному пациенту. Далеко не факт, что всем срочно нужно было раздать имение и записаться в апостолы. Если ваша подруга сходила по блату на прием к какому-то великому доктору, то это не значит, что вам нужно теперь пить те же таблетки, что он прописал ей, и размышления по формуле «такой врач плохого не посоветует» тут не работают. И давайте посмотрим почему.

Здесь я скромно хотел бы подметить одну деталь. На вопрос о том, «что делать», Господь отвечает «соблюдать заповеди». Следующий вопрос юноши: «Какие?». Евреи в Торе дотошно насчитывали 613 заповедей - повелений, с которыми Бог обращается к Израилю. Т.е., их много и уследить за всеми не так просто. И это так! Но Господь не считает нужным уходить в частности, а концентрирует внимание собеседника на «слонах» - на Десяти Заповедях Моисея, которые являлись своего рода «фильтром грубой очистки» для Израиля. Опять же, это как если бы «профессиональные» (или канонические – по-нашему) требования к священнику начинать с указания на то, что он не должен быть убийцей и многоженцем… Такие требования есть.

Христос не перечисляет все заповеди, а приводит лишь четыре и не по порядку. Я уверен, что это не просто сокращенный список заповедей, а конкретное указание тех, что парень нарушает, и делает это на такой «стадии» и таким образом, что совесть его уже не обличает, и даже «пальпация» его души руками самого Господа не вызывает никакого дискомфорта у юноши – ничего, кроме греховного самолюбования.
Тогда Господь говорит «еще одного недостает тебе…» - вряд ли эти слова стоит понимать как согласие Господа с тем, что парень был безгрешным перед Ветхозаветным законом, ибо такое даже технически было не возможным. Сказанное нужно понимать в том смысле, что «ампутация» имущества и «резекция» устоявшихся социальных связей – единственно возможный сценарий спасения юноши. Увы, но пока он не откажется от состояния и пока он не последует за Христом, ему не видеть своих грехов: напоминания о четырех перечисленных заповедях будет вызывать в нем и впредь только чувство собственной крутизны… «Единственное, что поможет тебе, это...».


Tags: воскресное, логотея
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Берегитесь жлобов

    « И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments