fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Купите себе пирожок

«Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним. И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? И не могли отвечать Ему на это. Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.14:1-11).



Часто мы заповедь о покое воспринимаем лишь как призыв что-то не делать, как запрет. Лежит человек на диване – ведь праздник же! И, если более широко, часто и саму святость мы воспринимаем как непричастность к какому-то действию или свойству. В результате получается, что святой для нас – это тот, кто не грешит: не убивает, не крадет, не насилует, не прелюбодействует, не лжет, не завидует, не курит, не пьет, не ругается матом. Но это неверно.

Неверно по разным причинам! В том числе и по той, что святых, которые вообще не имеют греха, нет. Разумеется, мы должны оговориться относительно Божией Матери, но оговориться дважды, поскольку и Она, «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим», нуждалась в Искупительном подвиге Своего Сына.

Люди, которые не убивают, не крадут, не насилуют, не прелюбодействуют, не лгут, не завидуют, не курят, не пьют, не ругается матом встречаются значительно чаще, чем святые. Попытка измерить грех в количестве раз, качестве, силе, тяжести, повторяемости и прочих килограммах и амперах, конечно же, дает нам возможность представить святого, как человека, который меньше всех в чем-то виноват, но если честно смотреть на исторические личности святых, то поймет каждый, что святость — это не безгрешность, а «немного грешный» — это как «слегка беременная».
Но каждый поймет и другое: святость — не бездеятельность. Это особая активность, праксис и экспириенс. Святость опытно проявляет себя в одаренности Богом, объективной избранности Им и в субъективной посвященности Ему. Даже заповедь о субботе говорит: «Помни день субботний, чтобы святить его» - т.е., посвящать Богу!
Святой есть тот, кто больше любит. Но ни в коем случае не спорю: иногда и регулярно нужно и на диване полежать –  хоть и ваше право на это свято, но ваша святость не в этом.

Разумеется, идея святости подразумевает отказ от определенного рода действий. Но сам по себе этот отказ не есть начало святости, а только условие возможности постановки вопроса о святости – притом личной, собственной, а не святости ближнего.

Давайте представим себе, ну, скажем, комбайнера, который прокутил страду, но ожидает премию за то лишь, что не пропил комбайн; или сантехника, который ничего не починил, но ждет оплаты за то, что никого не затопил; или повара, который считает, что он на столько крут, что никто не умер от его стряпни. А представьте себе еще какого-нибудь специалиста, который не ошибался, но именно потому, что ничего не делал…
Очень большой соблазн невесть что возомнить о себе, когда, например, перестал бухать или ходить по бабам (и то по причине того, что свое уже пропил и отходил). Как не начать примерять себе место среди порядочных людей (а то и вообще – среди святых в раю) после такой дивной перемены?..
Вы по-прежнему не убиваете, не крадете, не насилуете, не прелюбодействуете, не лжете, не завидуете, не курите, не пьете, не ругается матом? Супер! Купите себе пирожок.

Вот таким образом я связал неочевидный переход от размышлений о позволительности исцелений в субботу к разговору о почетных местах в своей проповеди. Наверное, в контексте Писания речь не шла о почетных местах в синагоге, но кто знает!


Tags: Библия, логотея, суббота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments