fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Три разговора

"Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Лк.9:57-62)


Сегодняшнее Евангелие очень сложное… Оно представляет собой краткий пересказ трех бесед. Не факт, что они состоялись в одно время и в одном месте. Даже евангелисты, согласные между собой в пересказе их содержания, указывают для них разное время в земной жизни Господа. Лука рассказывает о них в контексте событий, относящихся ко времени путешествия Христа в Иерусалим, а Матфей – намного раньше (ср. Мф.8:19–22).
Возможно, три беседы являются выборкой из какого-то общего для двух евангелистов источника. И выборка эта не случайна – она тематическая, и была таковой уже в этом вероятном общем источнике. Но что же является ее основанием?
Мой ответ таков: парадоксальность и некая… скандальность. Речь идет о трех человеках, которые захотели стать учениками Господа.

Первый, не дожидаясь особого приглашения, сам вызывается стать учеником. Но в договоре Христа с учениками нет примечаний, написанных мелкими буквами. Христос, видя не полное понимание ситуации добровольца, открывает ему глаза на неучтенные им обстоятельства: ты останешься без дома, если он у тебя есть, и ты не приобретешь его, если у тебя его нет. По-видимому, это подействовало «отрезвляюще» на несостоявшегося апостола, и тот предпочел ретировался. Еще раз обращаю внимание: Христос отказывается злоупотреблять его незнанием и эксплуатировать его иллюзии.

Второго Господь призывает Сам. И тот, вроде бы, и не против, но не сейчас: собеседнику Христову, видите ли, нужно досмотреть своего престарелого отца. А уж потом… По-видимому, речь шла просто о нерешимости и отговорках, которыми прикрывалась эта нерешимость. Ее можно обосновать с научной достоверностью: мы всегда можем привести правдоподобные основания для своего отказа выполнить волю Бога.
Ответ Христа обескураживает и пугает, поскольку он кажется противоречащим каким-то внутренним базовым принципам морали, которая даже в своем ветхозаветном варианте настаивала на долге и чести присмотра за родителями. Но в словах «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов…» я вижу не только указание на то, что именно сейчас есть кому позаботиться об отце, но и о приоритете обязанностей.
Мной уже как-то выдвигалось предположение, что у призываемого была возможность и за Христом последовать, и потом, после Его Вознесения, вернуться домой, чтобы похоронить отца (коллизии - они у нас в голове). Да и уверен, что парень не сидел бессменно сутками возле постели умирающего родителя, и его отговорка означала только что-то типа «я занят, дай мне сначала разобраться со своими проблемами» - он просто трусливо прикрылся своим отцом, перенося вопрос на «как-нибудь потом» -- на неопределенное будущее. Позови меня, Господи, в следующий раз. А родитель этот, возможно, еще и пережил своего отпрыска. Дьявол может прикрываться святым: нашими детьми и родителями -- в этом суть.

  • Может, вам будет интересно, но блж. Феофилакт (†1107) приводит такое толкование на это место Писания, что волосы на голове шевелятся: «Господь не позволил, но сказал: оставь мертвым хоронить своих мертвых. Сим намекается, что отец его был неверующий и потому недостойный пропитываться в старости от сына своего, который уверовал… Господь, сказав это, не запрещает нам питать родителей, но научает нас богопочтение предпочитать неверующим родителям». Православные сектоведы очень радуются, когда находят такие места в литературе каких-нибудь экзотических сект. Разумеется, подобное всегда толкуется как что-то «деструктивное». Но оставим это без дополнительных комментариев и идем дальше!


Третий потенциальный кандидат, подобно первому, сам напрашивается на служение, но просит сначала пойти попрощаться с родными. Казалось бы, как можно ему отказать в этом одолжении? Но нет, Господь запрещает. Почему?
Этот запрет на обращение назад нужно понимать, с точки зрения многих комментаторов, как аллюзию на жену Лота и на оглядывание в сторону Египта идущих в Землю Обетованную евреев. Естественный же смысл метафоры заключается в следующем: примитивный плуг требовал много усилий и концентрации как для того, чтобы его вдавливать в землю, так и для того, чтобы держать его ровно и в непосредственной близости с распаханным. Если потерять концентрацию и начать отвлекаться вправо-влево, то борозда получалось кривой и с пропусками. Нужно или по сторонам смотреть, или пахать. Пахать или не пахать.
Господь просто своим отказом прямо говорит третьему собеседнику: не переоценивай силу своего желания, если ты сейчас уйдешь, то ты уже не вернешься, тебя просто-напросто отговорят. По-видимому, так и вышло. Случившееся является прекрасной иллюстрацией к словам «И враги человеку - домашние его» (Мф.10:36).

Итак, три беседы и три определенные Христом препятствия следования за Ним: а) удобства и комфорт (не только материальные, кстати), б) работа, быт, «проблемы», в) семья, друзья и прочее... святое.
Сегодня я обратил внимание и на то, что все препятствия на пути в Царствие Божие лежат не между нами и Богом, а позади нас. Мы, стремясь за Христом, не натыкаемся на что-то, а не можем оторваться от чего-то.

Tags: Библия, логотея, суббота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments