fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Чтобы сеять вас, как пшеницу...

В евангельском отрывке прошлого воскресения образ Сеятеля – прообраз Бога, сеющего семена Своего слова. Но Господь наш упоминает еще об одном «сеятеле»:
«Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять (σινιάσαι) вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк.22:31-32)

Господь иногда попускает нам искушения от дьявола: сатана словно берет благословение у Господа на то, чтобы искусить нас в тот или иной момент (вспомним еще историю Иова). Некоторые из этого ошибочно могут заключить, что Бог и сатана заодно. Нет, сатана – против Бога, но Бог использует зломыслие и козни сатаны, заставляя его тем самым работать в Своих Планах. Бог позволяет сделать ход дьяволу – в границах века сего очень непросто дать объяснения этому - так же, как в границах одной лишь весны сложно объяснить, почему картошку нужно закапывать, когда ее и так не хватает.
Вообще тема теодицеи – не самая благодарная для такого рода жанра. Да и не об этом моя сегодняшняя речь. Я хочу сделать пару замечаний о слове «сеять» - что оно означает в указанном фрагменте евангелия от Луки? Я еще сам не знаю, чем закончу это размышление…

Одни отцы – например, св. Иоанн Кронштадтский – полагали, что «сеять» здесь означает «разбросать», «рассредоточить».
Другие же отцы – тот же блж. Феофилакт и св. Амвросий Оптинский – артикулировали другое значение: молотить, сотрясать, бить, терзать, трясти. Когда речь идет о пшенице, то нужно вспомнить весь сельскохозяйственный цикл жатвы вплоть до очищения муки в решете. Особо одаренным фантазией можно расширить ряд ассоциаций посредством воспоминаний о том, что упавшее семя должно умереть прежде, чем прорастет и принесет плод, созревший колос нужно срезать, а с просеянной муки делают тесто, которое снова месят и затем ставят в огненную печь…
Т.е., речь идет о каком-то насилии, о подвергании кого-либо\чего-либо каким-то экстремальным воздействиям – и все, как бы, ничего, если помнишь, что речь идет о происках сатаны. Но некоторый конфуз способно вызвать осознание следующего обстоятельства: все это насилие опрадывается чистотой и конечным результатом – и притом самим сатаной! Последний хочет бить, трепать, молотить под прелогом перебора, сортировки и дележа. Дьявол хочет показать Христу "правду": "а давай я покажу Тебе, какие они верующие и чего стоит их любовь?"...

Христос молится, чтобы не оскудела вера Петра. А она все равно оскудеет, а Петр отречется. Но апостол снова обратится, и плюс еще утвердит своих братьев. Шаг назад и два шага вперед.
Те, в свою очередь, тоже сделают до этого шаг назад, но затем обратятся Петром, к чему добавится еще неоговоренное здесь «n+1».
Сатана клевещет на Иова, говоря, что он отпадет от Бога в искушениях. И что? Он таки отпадает! Только не так, как это замышлял сатана. Иов обнаруживает, что изначально был горд, надменен, судил о чем не знал, и ему есть, в чем смиряться и каяться. Сатана тоже обнаружил собственное незнание… своего же зла – того «стропотного», что было между Богом и Иовом доселе, и что, став явным, исчезает в счастливом конце этой истории…
«И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор. 10:13). Но, судя по результатам, могут все равно не все… Ладно…

Короче, какими бы идеалами не прикрывались всякие радетели чистоты Церкви, если они используют «сеанс близости Бога» для клеветы на братьев своих, то они – сатана. Даже если клевета их правдоподобна и более того, даже если она является… правдой. И Иов несовершенен, и Петр отпадет - все мы преисполнены грехом! Все плохое, сказанное о нас, не может не оказаться верным - дело, как минимум, в обстоятельствах и в непредусмотренных нами контекстах. Все возможное обязательно случилось бы, если бы наша жизнь была достаточно долгой, а ее ресурсы не ограниченными для осуществления этой возможности. А если так, то какая разница для нашего онтологического портрета: случилось оно или еще нет? Ни один обвинитель никогда сам не оправдается в том, в чем обвиняет. Но Божий человек ищет как оправдать, а не как осудить. Ведь он – как Христос.

---------------------
На иллюстрации: Молотьба. Миниатюра из французского требника XV века

Tags: воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment