fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Время всякой вещи под небом

"После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его". (Лк., 30 зач., VII, 11-16)

Во всем этом мы видим совершенно понятную картину – притом понятную прежде всего на уровне эмоций: бедная вдова хоронит своего единственного юного сына, а вместе с ним и всякую надежду на будущее. Если в предыдущем случае с исцелением слуги сотника приводится какая-никакая аргументация тому, почему Христос должен сотворить чудо (сотник любил еврейский народ и даже построил синагогу!), то здесь никакой дополнительной мотивации не надо. Но это - для нас и сегодня, а то - не для нас и тогда…

Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения иудейского «эволюционистского» морализаторства. Почему эволюционистского (хоть и в кавычках)? Да потому, что в расхожих иудейских представлениях того времени принято было видеть все происходящее сквозь призму своеобразного эволюционистского подхода. Правда, у этой эволюции иные, отличные от дарвиновских, механизмы: не изменчивость форм, не борьба видов, не приспособляемость, и пр., а конфликт между святостью и… несвятостью, скажем так. Святой будет жив, а нечестивый истребится.
Ветхозаветная мораль связывала выживание с нравственным состоянием. Любые несчастья с большой охотой объяснялись грехами и гневом Божьим. Поэтому «злой не имеет будущности» (Прит.24:20) и даже «не доживет и до половины дней своих» (Пс.54:24, Иер.17:11), а бездетность - постыдное наказание (Быт 30. 2; 1 Цар 1. 1 сл.) ипр.
Есть такие люди, о которых говорят, что они за деревьями леса не видят. И есть еще и те, кто за простыми человеческими чувствами своего ближнего – такими, как скорбь или радость – не видят ничего, кроме богословских задачек и тем для морализаторства (вспомните друзей Иова). Именно о таких повествует, например, история о слепорожденном с ее душещипательным вопросом: «кто согрешил, он или родители его?» (см. Ин.9.1:2). Но Христос не из тех, кто пришел покормить троллей от катехизиса…

Господь наш не размышляет о грехах несчастной вдовы или же о тех путях, что привели историю ее жизни к этому печальному результату. Ему не интересно, всегда ли читала она утренние молитвы, и не были ли ее родители в комсомоле. Он не выясняет, самая ли она большая грешница, или не самая. Он просто подходит к одру, на котором несли покойного юношу, и прикасается к нему – вопреки всем еврейским представлениям о «туме» - скверне, нечистоте, которая передается еврею через прикосновение к покойнику и ко всему, что контактировало с его телом.

Казалось бы, в этом не было никакой технической необходимости, поскольку Христос мог исцелить одним словом или даже мыслью. Но необходимость, все же, была, хоть и иного рода: Христос желал показать Свое отношение, как говорил один великий мотоциклист, «ко-всем-вот-этим-вот-людям-которые-что-то-затевают-со-своим-вот-этим-вот-богословием-и-скоро-доиграются» (приводится с сокращениями). Осквернивший себя еврей прикосновением к умершему должен был провести в нечистоте семь дней, а после окропиться водой, смешанной с пеплом рыжей телицы, окунуться в микву и дождаться ночи восьмого дня. Как вы думаете – со Христом так все и было? Нет, в том числе и потому, что жертва рыжей телицы – прообраз Жертвы Христа, которой мы и очищаемся через причастность смерти и воскресению Господа. Он - Первообраз!

Святитель Феофан Затворник в своих комментариях обращает наше внимание на непосредственную готовность у Христа именно к эмпатии: Он с плачущими скорбит и даже плачет Сам (см.: Ин.11:35), а с радующимися радуется, пьет вино и являет Себя тем, кого можно послать за добавкой (см.: Ин. 2.1-7). И все это – непосредственно и просто, без всяких «богословий», из-за которых иногда не пробраться к «конечному» реальному человеку во всей полноте его чувств.

Отчего же мы так скучны и занудливы? Вот бы и нам тоже так научиться: радоваться, когда нужно радоваться, и плакать, когда нужно плакать. И не путать одно время с другим, ибо всему свое время: «Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать» (Еккл.3:4). И речь не только о времени! А еще и о месте и причинах... Айййй, опять все сложно, короче… Наверное оттого, что настало время уклоняться от объятий, причем тогда, когда так до конца и не ясно: камни нужно еще только разбрасывать или уже потиху можно начинать их собирать...

--------------------------
На иллюстрации: "Чудо воскрешения сына наинской вдовы", - 1684, Bazzi Rahib, Ilyas Basim Khuri, Country: Egypt

Tags: воскресное, логотея, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments