fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Правда и истина (часть 5)

Есть такая наука: логика. В этой науке есть такая тема: «истинность мысли и формальная его правильность» - название вариативно, но суть одна. Если вкратце, то главная идея темы в том, что нельзя путать логическую (формальную) правильность и сущностную истинность мысли. Формальная правильность мышления является необходимым, но недостаточным условием познания. Всем очевидные и истинные факты можно обосновывать неправильно. И напротив: совершенно идиотские вещи можно получить в результате внешних, формально правильных рассуждений, ничего не имеющих общего с сущностью вопроса.
Опять же, границы между формой и сущностью диалектичны. Логика – наука о форме мысли, что значит, что для неё вопрос о форме мысли становится сущностным вопросом. Вопрос, имеющий отношение к форме в одном отношении, может стать вопросом о сущности в другом отношении – это как с существенными и несущественными признаками предмета.

Но есть еще такая наука: каноническое право, yes! Там нет такой темы: истинность и каноническая правильность. Или я забыл… У меня вообще по канонике и по философии в семинарии были самые плохие оценки. Мне даже грозила неатестация.
Но сегодня мы сами что-нибудь придумаем. Давайте вспомним о простом факте существования принципа икономии, который говорит нам о том, что не все каноничное истинно, и в некоторых случаях право должно самоограничиваться.

И теперь резкий переход и смена темы. Сразу три евангелиста передают нам слова Господа:




  • «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение» (Мф.23:14)

  • «Сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение» (Мк.12:40)

  • «Которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение» (Лк.20:47)

Поскольку речь шла о книжниках и фарисеях, а не о мошенниках и разбойниках, то я уверен в том, что Господь здесь обличает совсем не грубую силу, хищничество, насилие, подкуп, взятки, шантаж и вымогательство. Зачем? Ведь все это в избытке обличалось самими книжниками и фарисеями. Тут другое! Отобрать дом у вдовы можно вполне себе по праву – по форме, с сылками на законы и решения суда. Можно законно оставить человека без помощи в субботу – если подойти к вопросу формально, по букве, а не духу Закона. Можно не выполнять заповеди, ссылаясь на сами заповеди. Ловкость рук, гибкость ума, сговорчивая совесть -- и никакого обмана!

Но «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2:27). Не Церковь для канонов, а каноны для Церкви. Нарушать каноны – грех. Но исполнять каноны так, что это приносит вред Церкви – не это ли и есть то самое фарисейство и лицемерие, в результате которого отцеживается комар, но проглатывается верблюд? Не может Церковь испытывать вред от правильного выполнения канонов. Правильно – это то, что приносит пользу Церкви, то, что обеспечивает ее прирост и прочие блага. Даже правильно назначенные лекарства при некоторых обстоятельствах должны отменяться немедленно.
Как говорил прот. Н. Афанасьев, «самому праву в Церкви места нет. Право проникло в Церковь только тогда, когда оскудела любовь». Нет, место праву в Церкви обязательно найдется – как раз именно потому, что не все в ней занимает любовь. Право не компенсирует любовь, а вытесняет ненависть. Должно вытеснять ненависть, скажем так.
У св. Паисия Святогрца можно прочитать: "Человек тебе говорит: «В Кормчей так написано», и как видит в книжке, так буквально и применяет, а должен бы каждый случай анализировать отдельно. Как я видел на практике, в одном случае могут скрываться тысячи других случаев. Здесь нет одного рецепта, одного единого правила на все случаи жизни». Но не следует ли из сказанного, что нет никакого права, поскольку всеобшность - его свойство, а закон - для всех?


«Он (Христос) дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6.). «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (Гал.5:22). Буква закона крайне токсична и использовать ее «без духа» (вне евангельской идеи спасения всех человеков, или, как минимум, максимально возможного их числа в каждой ситуации) – это значит убивать. Использование «буквы» должно быть четко соизмерено с предполагаемыми рисками и ожидаемой пользой.
Да, право создавали реалисты, и если оно оказывается в руках филантропов-романтиков, которые посредством права пытаются принуждать к любви (любое же право принудительно), то в этом мире может не остаться камня на камне…

А каноника – это вообще наука о форме или сущности? В первую очередь, это наука о праве, а относительно права вообще существует философский вопрос о его сущности. Загуглите сами.
Некоторые особо каноничные канонисты говорят, что нет разницы не только между оросом и каноном, но сущность права – она, оказывается, не там, где вы думали, а... в любви (ошибка в том, что таковые отождествляют Закон Божий (Откровение) с правом на том основании, что в словосочетании «Закон Божий» речь идет о законе). В таком случае мы тоже имеем смешение формы и сущности, но диалектично ли оно здесь?
Я сегодня не буду об этом спорить. Пусть сущность нашего права чудесным образом окажется в любви – буду только рад, если кто-то мне докажет осмысленность оксюморона «правовая любовь» или «любовь по праву»... Но вот разобраться бы с тем, в чем сущность нынешнего каноно-правоприменения. Тоже в любви? А как же! Иначе просто не может быть!

Откройте Псалтирь, друзья, и воздохните вместе с Проком о тех временах, когда «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются. И истина возникнет из земли» (Пс.84).

--------------------
И небольшой пример любви вам в ленту. Анафематизм Второго Сигилиона Вселенского Патриарха Кирилла в 1756 г (о новом стиле): “...то да Мудет отлучен от Бога, проклят и по смерти да не растлеется и пребудет в вечных муках. Камни и железо пусть разсыплются и распадутся – сии же никогда же и никакоже. Да наследуют проказу Гиезия и удавление Иуды; да будут на земли, как Каин, иже стеня и трясыйся; и гнев Божий да будет на главе их и участь их да будет с предателем Иудою и богоборцами иудеями; земля разверзшися да поглотит их, как некогда Дафана и Авирона; Ангел Божий да преследует их мечем во вся дни жизни их, и да подлежат они всем проклятиям Патриархов и Соборов под вечным отлучением и в муках огня вечнаго. Аминь”.
Для справки. "Анафема - это проявление любви к заблуждшему... У нас нет и не должно быть никакой агрессии к инославным". Да, посылай в ад, проклинай, трави полицией, но помни: улыбайся и никакой агрессии!

Tags: апологетика, политика, разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment