fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Вера и воля (часть 3)

Когда-то римские императоры были важной и неустранимой «частью» ортодоксальной экклезиологии. Церковь без них также была немыслима (однажды она стала таковой), как сегодня она не мыслима без епископов. Может ли Церковь быть без епископов? Нет, не может - сразу, как умрет последний священник, это станет ясно всем. Беспоповство - это тема, но качественно иная с канонической стороны вопроса, которая, правда, с течением времен становится и стороной догматической.

А теперь ребром: может ли Церковь существовать без Римских императоров?

Кончились вселенские императоры -- кончились вселенское соборы. Казалось бы, и ладно... Но «бессоборность» - это формально то же, что и беспоповство. Общество христиан с реальным священством и соборами качественно отличается от общества с исчезнувшим свяществом и прекратившимися соборами (канонически, как минимум). Интуитивно это понятно всем здравомыслящим -- и особенно тем, кто ad hoc придумывают теорию о том, что мы по-прежнему управляемся вселенскими соборами, на которые мы просто не собираемся, поскольку для сего, якобы, нет никакого повода (виноград же еще зеленый!). Или хватит нам тех семи, что уже были: они нами и управяют, а восьмому не бывать - он стопудово антихристов...

Да-да-да, конечно, хватит! Выборы тоже отменяйте: хватит нам князя Владимира, Петра Первого, Николая Второго, еще какого-нибудь царя-в-голове -- разве они нами не управляют?  И восьмой собор несомненно будет антихристов, поскольку любой несостоявшийся собор есть нечто антихристово, поражающее и уязвляющее Церковь обнаружением ее недееспособности.

Первый Рим однажды остался без императора, потом Новый Рим... Кажется, называться Римом - в целом опасная затея: так можно обречь себя на то будущее, которое у некоторых уже позади...
Если император благоволит - это хорошо. Если император не благоволит - еще лучше. Как сегодня стало модно говорить за постной осетринкой, гонения - самое лучшее время для Церкви. Ага, воистину! Поэтому упырь Сталин, изничтожавший Церковь, это хорошо, а либерал Ельцин, при котором Церковь стала тем, чем она есть ныне, это что-то невообразимо плохое.
Воля императора (любая!) - получается, источник всякого движения в церковной жизни. А вот если ему, императору этому, просто безразлична Церковь? Или если его вообще нету, этого императора, и, стало быть, воли его тоже нет - ни плохой, ни хорошей? Что тогда? На этом фантазии наших старцев заканчиваются по существу и начинаются по форме: выдуманная история и искаженная реальность... При гонениях, как при пожаре на складе, можно списать любую недостачу, а когда все через край, никто не спросит о потерях, но тут...
Увы, православие не смогло выработать компенсирующие утрату императора механизмы - это задача будущих поколений: научиться жить и верить без империй (в прямом и переносном смысле слова «империя»). Или наоборот: опять в империи -- на этот раз от которой, повидимому, нужно будет бежать в Пустыню. Но до этого времени лучше и не доживать, поелику, как говорит один известный во святых папа Римский, «человецы во время оно имут завидети мертвым»...

И таки да, я забыл ответить на свой же вопрос. Конечно, Церковь может существовать без Римских императоров. Ведь существует же! Значит, может. Логично?
Тему веры и разума мы уже прошли. Откройте тетрадки, запишем новую: «вера и воля».

P.S.

Римские воины, распинают в церкви Иисуса. Страстная Пятница продолжается.

Tags: логотея, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments