fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Холодная любовь

Мы очень много спорим об уставе и канонах. Особенно сейчас: только ленивая домохозяйка не бросилась читать Книгу Правил в оригинале. Все всё знают и во всем разбираются. Кроме патриарха Варфоломея, разумеется.

Но все меньше мы спорим о Христе. Он – не интересен.

Как жить и что делать в том мире, в котором уже нет места спору о вере по ее существу – поскольку в нем понятие ортодоксии целиком и полностью срослось с выказыванием каких-то поз, безграничным самовосхвалением и написанием жалоб, демонстрацией строевой подготовки, декларацией лозунгов и чтением цитат? Не спорить же обо всем этом тогда, когда уже почти никому не важно, что один символ веры и даже один патриарх может быть у людей с разными богами. Да и у одного и того же человека Б(б)ог может быть каждый день разный – как говорили древние, не только дважды нельзя войти в одну и ту же реку, но и единожды...

И что делать? А Евангелие прошлой субботы на этот вопрос хорошо отвечает:
«Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется». (Мф.24.9-13).
Просто терпите – не только тогда, когда вас предают на мучения и убивают, но и тогда, когда просто предают. Когда вы сами себя возненавидите. Когда при слове «лжепророк» кто-то будет оборачиваться в вашу сторону.  Когда самообольщение – единственное, на что можно рассчитывать в своей природе, как на факт. Когда любовь если и не исчезнет, то станет совсем холодной: ненужной - как чемодан без ручки…

Терпеть - но что?
Не что, а кого! Всех. Себя. И… Бога!

Без любви опостылеет ближний, возненавидишь себя, и даже Бог станет невыносим и неприемлем. Писание неслучайно учит нас видеть в любви к ближнему возможность возлюбить Бога. Это потому, что ближнего любить НАМНОГО проще, чем Бога. «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин.4:20). Да никак! Не понимающий слов не понимает предложений, которые из них составлены. Прогулявшему первый класс нечего делать во втором.

Но почему нам кажется, что Бога любить проще, чем людей? Нет. Проще любить то, что мы думаем о Боге – «бога» своих страстей, созданного по своему образу и подобию. Но и даже такого «бога» мы разлюбливаем  сразу, как начинаем тошнить на свое отражение в зеркале…
Когда вера вдруг обнаруживает себя причиной страдания и боли, а не радости, источником недоумения, исступления, безмолвия и беспомощности. а не какой просвещенности и всемогущества -- в первую очередь, остается терпеть именно СЕБЯ.

«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19), «зная, что испытание (δοκίμιον) вашей веры (иначе: триал вашей веры) производит терпение» (Иак.1:3). Важно, что терпение одной только верой не насобираешь, потому апостол Петр и пишет: «в рассудительности  воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие» (2Пет.1:6).
Спасение обещано терпеливым. А терпение – результат веры, рассуждений и (не)деяний. Нет мозгов -- не будет и благочестия, получается.

Терпение – всегда следствие веры, но иногда странное: в частности тогда, когда оно превращено в своего рода ее реликтовое излучение; то, что остается после нее. Оно есть нечто имеемое в остатке, к чему да и прибавит Господь (см.: Мф.25:29)!
Думаю, что Церковь последних времен (Церковь Остатка) - это Церковь, которой осталось только терпеть. Будет ли смысл в каком-то богословии, пророчествах, канонах? Наверное, нет. Уже сейчас с этим как-то не особо.
Вера немощна, знание упразднено. Только терпеть и ждать, пока это все закончится. Пока ВСЁ. Наконец. Закончится.
Видать, и вправду: последние времена.

Tags: логотея, суббота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments