fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Про котиков

Пошла волна про котиков в храме… Для предметности и примера ссылка: https://takiedela.ru/2018/08/u-nikh-lapki/

Не обсуждаю тактические аспеткы всего происходящего, но... Прекращайте уже со всей этой ветхозаветной лексикой! В Новом Завете нет чистых и нечистых животных – и в гастрономическом, и в ритуальном смысле. Ни коты, ни даже собаки или иная какая тварь не оскверняют храм в каком-то духовном смысле, поскольку только человек является носителем духовной скверны - греха. А в гигиеническом смысле любое животное скверное, т.е., грязное: на нем много микробов, пыли, грязи и пр. Если оно, животное, не в формалине, конечно.

И для полноты картины стоит заметить, что некоторые животные могут дать фору в чистоплотности некоторым людям, а все сказки про эксклюзивные права кошки на посещение храма практически основаны на соображениях целесообразности, а «теоретически» являются… пережитком исламского влияния на Руси.

Посудите сами...
Именно мусульмане верят, что у Мухаммеда была кошка, любовью к которой до сих пор восхищаются его последователи. Он никогда не будил ее, и если та спала на нужной ему одежде, то он выбирал что-то другое в своем гардеробе. А однажды, когда кошка уснула на его рукаве, то он предпочел отрезать рукав, но не потревожить питомца. Кошка лежала у него на коленях во время его проповедей. Основатель ислама не брезговал водой, к которой прикасалась кошка, и даже использовал ее для ритуального омовения: «кошки – чистые и они никогда ничего не загрязняют». В память об этом кошкам разрешен вход в мечети.
Сподвижник Мухаммеда Абд аль Рахман всюду, куда бы он ни шел, в рукаве одежды он носил с собой кошку...

А вот с собаками все не так. В Коране я не нашел ничего плохого о собаках, но есть несколько хадисов по этой теме. Так, аль-Бухари приводит следующие высказывания Мухаммеда про собак: «Ангелы не входят в дом, в котором есть собаки и изображения»; «Кто будет держать любую другую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, то каждый день благие поступки того будут уменьшаться на два кирата». Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Хиббан в своём сборнике хадисов говорят, что Мухаммед сказал так: «Ангелы не входят в дом, в котором есть изображение, собака или оскверненный». Муслим рассказывает, что однажды ангел Джибрил назначил встречу Мухаммеду и не явился на нее. Мухаммед разгневался: «Ни Аллах, ни посланники Его не нарушают обещаний!». Но как потом выяснилось, ангел не пришел, потому что в комнате оказался маленький щенок. Он и был назначен виноватым...
Некоторые считают, что собака (как и свинья) есть «наджаса» (т.е., скверна наподобие мочи или кала, от чего человеческому естеству свойственно избегать и очищаться) -- т.е., сама по себе, а не только ее слюна или экскременты. Но большинство исламских богословов с этим не согласны и способны увидеть в собаке творение Бога, осуждая жестокость по отношению к ней и даже указывая в назидание ее способность переносить грубости, не прятать про запас, довольствоваться той пищей, что найдут, ласковость к любящим и злость к обидчикам.
Мусульмане согласны терпеть собаку исключительно вне дома и только строго ради охоты или охраны стад. Многие из них  ссылками на слова своего пророка запрещают получать деньги за продажу собаки, через запятую совмещая это с аналогичным запретом на извлечение прибыли за гадание и проституцию. Рафиа ибн Хадидж передает такие слова Муххамеда: «Худший заработок – это заработок проститутки, деньги за собаку и кровопускание». Ан-Навави говорит: «Что касается запрета на получение денег за собак и того, что это худший и мерзкий заработок, то это указывает на запрет торговли собаками, что договор продажи собак недействителен и деньги, полученные за них, не являются дозволенными».
Собаки в исламе выделены негативно и являются нечистыми животными, будь они обученными или нет, маленькими или большими, дозволенными или не дозволенными для содержания, что объясняют хадисом аль-Бухари и Мусли­ма: «Если собака лакала из посуды одного из вас, то пусть он выльет и помоет посуду семь раз, один из которых землей» - если бы оставшееся в посуде не оскверняло, то Мухаммед не повелел бы вылить его, поскольку это бы являлось расточительством. С котиками по-другому, если помните...
Во всем этом можно было бы видеть только лишь здоровые требования гигиены, которые разделяются и нашим Уставом, запрещающим есть с животными из одной посуды. Но, увы, за всеми этими предписаниями у мусульман имеется богословская подоплека, а за прикосновением к собаке следуют ритуальные процедуры, неисполнение которых сказывается на моральном статусе мусульманина.

Если котиков основатель ислама любил, то собак – явно нет. Исламские богословы объясняют такую нелюбовь к собакам ее запахом, который, с их точки зрения, противен ангелам, а также потому, что некоторые собаки, согласно хадису, называются… шайтанами – бесами, антиподами ангелов. Есть свидетельства, согласно которым Мухаммеду приходилось быть жертвой укуса этого животного, за что оно и было проклято.
Но особенно плохо ислам относится к черным собакам: Абу Зарр приписывает Мухаммеду следующие слова: «Женщина, осел и черная собака прерывают молитву. "Я спросил: "Какая разница между черной собакой и красной или желтой собакой?" Он сказал: Черная собака - дьявол» Про женщину и осла вопросов не возникло.



Еще раз в заключение: в распоряжении христианского богословия нет инструментария, который бы: а) позволил какое-либо животное назвать нечистым б) отличить «чистоту» одного животного от «чистоты» другого животного.

Но сигналы светофора нужно соблюдать не потому, что Библия приводит нам достоверные критерии отличия красного от зеленого…
По умолчанию любым животным нечего делать в храме -- но только по той причине, по которой им нечего делать в магазинах и прочих местах, куда с животными не пускают и совсем не из-за религиозных предрассудков. Животное (любое!) в церкви может находиться только ради крайней нужды, о чем и говорит 88 правило Трулльского собора. Например, кошек пускали в храм, но не иначе как для того, чтобы они выловили мышей и крыс, которые жрут книги, свечи, облачения. Риск того, что они нагадят и полазят по престолу считался приемлемым - такое последствие было устранимым, в отличие от того, что делали грызуны. Собака в крайних случаях тоже может находиться в церкви - например, при необходимости взять след при поиске преступника, или собака-поводырь...

Мне рассказывал один священник, когда я был еще подростком, про вл. Максима (вроде, про него) следующую историю. Где-то обокрали храм. Милиция сказала, что нужно брать след, и поможет только собака. Настоятель в ужасе: в храм? собаку??? да никогда!!!! Позвонили архиерею, и тот, к удивлению всех, ответил: «Неужели ты думаешь, что собака, которая поможет найти святыню, как-то больше осквернит храм, чем человек, который похитил эту святыню?».

Теоретически я готов рассмотреть допустимость «тематических» требных богослужений, на которые все приходят со своей животинкой (кстати, я лично со своими животными избегаю мест массового присутствия других животных). Но нужно учитывать, что в целом люди по-разному относятся к живности. Поскольку способность умиляться обществу четвероногих не входит в число обязательных нравственных черт, мы не имеем право его, это общество, навязывать другим.
Уверен, что возможны ситуации, когда собаку (да хоть жирафа!) нужно впустить в храм для того, чтобы «не выгнать человека» и Бога вместе с ним - в том числе и потому, что разница между храмом и не храмом условна: ибо «Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» (Ис.66:1).
Мне доводилось кропить святой водой животных в домах, полях и в хлевах, и я скажу вам, что у меня для этих случаев не было предусмотрено какого-то «отдельного» окропления – не такого, как в храме. Везде, где я оказываюсь в епитрахили, - храм!
И весь мир – храм, в котором нескончаемо совершается Божественная Литургия.
Это – замечательно!!! Но, все же, главное, не забывать и о людях - о том, что у каждого из нас есть своя скверна, которую по неосторожности можно легко расплескать в храме Бога. Я – прежде всего о злости, ненависти и вражде.

Tags: зеленое, из жизни, логотея, читая прессу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments