?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Ибо Господь близко

«Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко» (Флп.4.5).
У одного «не нашего» проповедника подсмотрел интересную тему. Оказывается, существует большая проблема с переводом (и пониманием) греческого слова επιεικής, которое в Синодальном переводе этого стиха обозначено словом «кротость». Оратор спросил у многонациональной аудитории, каким словом переведено это существительное в Библии на языках присутствующих и попросил привести синонимы на английском.
...Доброта, мягкость, податливость, деликатность, прощение, незлобие, снисхождение, благородность, милостивость, милосердность, умеренность, адекватность, беззащитность, скромность и благопристойность (два последних значения – в комментариях св. Ефрема Сирина)…
Я поразился огромному количеству смысловых вариантов – все они, как бы, относились к [почти] единому семантическому ряду, но... – елки зеленые! – было совершенно очевидно, что не так просто разобраться, о чем БУКВАЛЬНО идет речь в оригинале. Мне не терпелось поскорее освободиться от роуминга и добраться домой к любимому старцу Гуглу – для того, чтобы разобраться в том, ЧТО, все-таки, из имеющегося у Филиппийцев (стало быть, долженствующего быть и у нас) заслуживает известности среди всех человеков. Ибо Господь близко.

Я и раньше сомневался в том, что мы знаем что такое кротость и смирение, но тут ситуация усугубляется тем, что в заповедях Блаженства говорится совсем о других кротких, о «πραεις»...
Стронг предлагает такие значения для επιεικής: seemly, suitable, equitable, fair, mild, gentle, moderation, patient.
И еще: наша επιεικής должна быть γνωσθητω – в Синодальном «известна». Но тот же Стронг так определяет это слово: «I come to know, learn, realize, I am taking in knowledge, come to know, learn; I ascertained, realized». Т.е., наша «кротость» (пусть это будет кротость), должна стать не просто известной, знаемой, но и понятной для всех, усвоенной и «реализованной» окружающими. Церковнославянский перевод здесь более точен: «разумна да будет кротость всем человекам»

И вот тут еще большая проблема: не так сложно разобраться, о какой такой «кротости» говорится, сколько сделать учение об этой кротости понятным и приемлемым для населения планеты…
Вот, говорят, и «смирение бывает паче гордости». А как сделать кротость разумной? Наверное, через осмысление цели. Каждой конкретной ситуации -- своя кротость, ибо осмысленность есть нечто, имеющее отношение к контексту. Осмысленность – это всегда некая мера или нечто, обладающее ею.
Вот что толкует по этому поводу Марий Викторин:  «Кротость есть терпение, соблюдающее всякую меру и не простирающееся за свои пределы. Когда, живя среди чужих, мы осознаем наше уничижение и живем с ним в соответствии, Бог нас возвысит. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Почему апостол этому поучает? Для того ли, чтобы мы старались понравиться другим? Нет, но потому, что, когда придет Христос, Он возвысит наше уничижение и примет нашу кротость». У кротости есть мера и и пределы!
Дополнение «Ибо Господь близко», думаю, на самом деле всё объясняет: уже ничто не имеет смысла, и ничего уже не должно быть жалко: дни этого мира сочтены, Господь грядет – так думали апостолы.

Или не так?
Многие комментаторы обращают внимание на то, что первые поколения христиан были уверены в скором возвращении Христа. Не спорю с этим ни в коем разе, но хочу заметить, что сами передвижения апостолов по миру, их старания по распространению Евангелия, их рачение над организацией общин – по своей сути все предполагало  немалый задел на будущее. Никаких ярко выраженных алармистских черт в поведении первых христиан не было: хлеб сеяли все, а «скоро» не означало для них «завтра». Чаше было более актуальным «вчера» -- когда уже приходил Христос, умер, воскрес, вознесся на Небеса и умолил Отца ниспослать Духа... И это уже само по себе опредлеяет многое...



Но во второй раз Господь не пришел «скоро» (в нашем понимании слова «скоро», как минимум). Неужели «кротость» была напрасной? Отнюдь. В том числе и потому, что у нас есть смысл говорить не только о «личной Пятидесятнице», но и о… да-да! о «Personal Jesus» -- в границах собственной жизни и собственной смерти, которые являются пересказом истории всего Мироздания.

Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
Jul. 30th, 2018 09:29 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
alexander_konev
Jul. 31st, 2018 07:58 am (UTC)
Насчёт того, что хлеб сеяли... В Деяниях описан и противоположный момент, когда все члены общины продали свои поля и передали деньги апостолам. Если продать поле, то хлеб уже сеять негде. Такие поступки объяснимы лишь скорым ожиданием Парусии, потому что, хотя все и братья, но чтобы растить хлеб, поля всё равно нужны. А они не обобществили поля, а именно продали.
medzvedz
Jul. 31st, 2018 11:22 am (UTC)
Они сделали это для полного вступления в христианскую общину. А в общине всё распределялось диаконами с ведома апостолов. И эти деньги шли и на пропитание продавших свои поля. Община могла на эти деньги приобрести поле в другом, более выгодном месте, чтобы удобнее было вместе там работать.
alexander_konev
Jul. 31st, 2018 12:30 pm (UTC)
Про приобретение полей для общины в НЗ ничего не говорится, зато много говорится о том, как новые общины собирали милостыню для иерусалимской общины. Павел, в частности, привозил и присылал деньги "для святых", что не удивительно. Если проесть "средства производства", то через некоторое время есть будет уже нечего. Это очень легко понять, если Парусия ожидалась в ближайшее время, а она задержалась, и оказалось, что собранные деньги кончились. Кстати, два из апостольских посланий НЗ прямо отвечают на недоумения верующих, вызванные "задержкой Парусии"

Edited at 2018-07-31 12:33 pm (UTC)
serge_le
Jul. 31st, 2018 04:15 pm (UTC)
Именно насчет этого случая не согласен. "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее". Описываемые в Деяниях случаи связаны не с отказом от имущества в свете скорого пришествия Христа, а с идеей перераспределения прав собственности на блага в пользу общин. Да и идти к нотариусу в перспективе завтрашнего Второго Пришествия как-то странно. Не только стяжать нет смысла при таком раскладе, но и продавать. Цель продажи - извлечение прибыли или избегание убытков.


Edited at 2018-07-31 04:16 pm (UTC)
alexander_konev
Aug. 1st, 2018 08:07 am (UTC)
Я имел в виду то, о чём говорит 2я глава Деяний. "И стали они продавать своё имущество и владения свои и раздавать всем, кто в этом нуждался. Каждый день они собирались вместе в храме, а в домах у себя ели все вместе, радостно и щедро делясь друг с другом пищей"

Я знаю, для чего Вы упоминаете нотариусов, поскольку хотел сказать лишь то, что продажа полей оставляет людей без средств обеспечения жизни. Потому что деньги — это средства пропитания лишь на время, и на них можно покупать еду до тех пор, пока они не кончатся, а поля дают постоянный доход. Главное здесь — тот продукт, который можно потребить самим, например, хлеб. Но излишки можно и продать, чтобы приобрести то, что сам фермер не выращивает. Мясо, ткани, обувь или оливковое масло, например.
stariknavy
Jul. 31st, 2018 08:21 am (UTC)
>> Господь не пришел «скоро»
у меня тоже сложилось впечатление (особенно после чтения Апокалипсиса), что Господь "сдивнул сроки" (может святые в этом помогли?)

хотя может, это это разница в понимании "скорости" для людей и Бога
serge_le
Jul. 31st, 2018 04:18 pm (UTC)
Ну... задним числом можно что угодно объяснить )
Мне иногда кажется, что не "святые помогли", а грешные - Господь посмотрел христиан и сказал: "Да ну Вас".
( 8 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

serge_le
fr. Sergy Lepin, D.D.
Website

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930