?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Спасение от иудеев

Давайте закроем глаза, подышим, успокоимся и представим: Иисус и самаритянка. Вокруг – раскаленная пустыня. Под их ногами – земля, которую их народы никак не поделят. Над их головами – небо, которое поделить еше сложнее, а хочется. За их спинами – столетия вражды и ненависти, а между ними – только колодец Иакова, отца двенадцати колен Израиля, общего предка самаритян и иудеев. Источник Иакова, выкопанный праотцом за 17 веков до описываемого события, и являющийся замечательным материализованным образом Священного Наследия...

Да, "спасение от иудеев" (Ин.4:22), аминь, но к данному моменту почему-то только у  одной самаритянской женщины с пикантным моральным статусом есть чем зачерпнуть из этого колодца. Разве это – не метафора? Еще какая! Ничуть не менее выразительная и не менее ясная, чем образ проклятой смоковницы.  Не только иудейские блудницы идут в Царство Божие вперед многих (см.: Мф.21:31), но и местные...
“Спасение от иудеев” – не потому, что иудеи в чем-то больше преуспели, чем самаритяне, а потому, что Он, Христос, был иудеем.


на иллюстрации: "Вода Живая", Valerie Sjodin, 2011,  Взято: ТУТ

Я сегодня на проповеди попытался рассказать своим братьям и сестрам об истории вражды между иудеями и самаритянами. Это не самый популярный гомилетический сюжет, но я рискнул. Никому не пришлось легко: ни мне, ни слушателям. Но я надеюсь, что во время проповеди никто не пострадал.
Расчитывая на это, я решаюсь на следующий шаг: поделиться теперь и с вами, дорогие мои читатели, этой грустной историей – уверен, она может оказаться очень поучительной. Вы не только поймете, почему “Иудеи с Самарянами не сообщаются” (Ин.4:9), вы не только осознаете всю провокационность образа милосердного самаритянина, но, может быть, увидите кое-что еще. Итак.

Писание относит зарождение самаритян к эпохе завоевания Израильского царства ассирийцами в 722–721 гг. до н. э., которое также сопровождалось насильственным переселение еврейского населения этого района в глубинные районы Ассирийской империи и поселением на их место «людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Хамата, и из Сфарваима» (2Цар.17:24). В правление последних царей Иудеи сохранившиеся жители бывшего Израильского царства продолжали поддерживать связь с Иерусалимом и Храмом (см.: Иер. 31:6), и, следовательно, самаритяне еще не были отдельной религиозной группой.
Вторая веха в истории самаритян -  586 год до н. э., когда Иерусалим был разрушен вавилонским царем Навуходоносором. Храм Соломона – главная святыня иудейского народа – так же был разрушен, а Ковчег Завета, Скрижали Закона, жезл Авраама были утеряны. Большинство жителей Иерусалима погибло, оставшиеся взяты в плен и в своем большинстве насильно депортированы в Вавилонию. Так начался 70-летний период вавилонского плена.
На место угнанных евреев новые оккупанты тоже переселили колонистов – многочисленных представителей других народов, которые также были порабощены в разное время и в разных странах.Так постепенно веками и складывалсь этно-религиозная группа, которую после назовут самаритянами. Основой для объединения этой группы послужили рассеянные остатки 10 колен, которые остались в Палестине – некоторые говорят, что это было примерно десятая часть выживших иудеев. В принципе иудеи на протяжении чуть ли не всей своей истории включали в себя и ассимилировали народы – ничего принципиально нового в этом нет.

Переселенцы ни в чем не виноваты! Они заложники обстоятельств и жертвы той же самой злой силы, что и иудеи. Они бы с радостью остались жить на своей родине в привычных для себя условиях, но история не дала им такого шанса.
Новообразовашейся народности поначалу пришлось не сладко. Они мучились на чужбине, долгое время не умея приспособиться к особенностям местных условий. Библия говорит, например, что новые поселенцы особенно страдали от нападений львов (см.: 4Цар.17). Колонисты размышляли над причиной своих несчастий и пришли к выводу: все дело в том, что они не знают законов Бога того народа, который когда здесь проживал. Переселенцы начинают религиозные поиски и, в конце концов, делают запрос в метрополию с просьбой помочь им разобраться с богословием иудеев. Царь повелел послать к самарянам священника из уведенных в плен израильтян, чтобы тот научил колонистов законам «еврейского Бога».  И самаритяне отзывчиво принимают новую религию. НО.

С одной стороны, иудейский народ не очень-то и проникнулся бедами колонистов, его духовенство не слишком усердствовало в проповеди им истинного Бога. Эмоционально евреев легко понять: представьте, кто-то из поселившихся в насильно отобранном у вас доме звонит вам и требует, чтобы вы помогли ему разобраться, как пользоваться вашей стиральной машиной… А с другой стороны, сами колонисты создали причудливую мешанину, добавляя в религию истинного Бога свои традиции, собственную редакцию Торы и даже стихийное идолопоклонство.
Тем не менее, самаряне – вся эта гремучая смесь множества народов – с течением времени была ассимилирована культурой небольшой горстки оставшихся здесь евреев, и, разумеется, решающими в этом деле оказались именно созидательные принципы Единобожия и истинного Богопочитания.

В исторических несчастьях всегда нужно стараться увидеть Промысл Бога, желающий познания Истины для каждого народа. «Задним числом» это сделать проще всего: лишенные свой родины переселенные в Иудею народы смогли приобщиться к вере в Единого Бога, а значит, они приобрели больше, чем потеряли. Разумеется, все эти соображения ни в коем разе не оправдывают чью-то агрессию и прочие преступления – речь здесь о другом.

Но на каждого агрессора найдется другой агрессор… В 538 году до н. э., Вавилонию захватывает персидский царь Кир Великий, который, как сообщает книга Ездры (гл. 1), издает декрет, позволяющий евреям вернуться на родину. Кир вряд ли был душкой – просто он был заинтересован, чтобы на границах с Египтом жил народ, который будет защищать свою землю как родную и видеть в персах не поработителей, а друзей и защитников.
Переселением руководил Зоровавель - персидский наместник Иудеи (Агг. 1:1). Под его началом переселилась первая партия репатриантов (42 360 человек — Ездр. 2:64). Сразу после своего возвращения иудеи возобновили жертвоприношения и с энтузиазмом принялись за восстановление Храма.

И вот однажды пришло к Зоровавелю «и к главам поколений» посольство от Санваллата, правителя самаритян, которое, задекларировав свое единоверие и братсво с евреями, высказало намерение принять участие в строительстве Храма. Однако евреи в ответ на искренне предложенную помощь грубо предлагают самаритянам отправиться в далекое пешее путешествие. Здесь мы уже можем говорить о полном размежевании двух народностей.
Самаряне им этого не простили и начали строить всякие козни. «И стал народ земли той ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении; и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их» (Ездр.4:2). В ход пошли доносы, кляузы, жалобы и клевета. В результате строительство Храма было заморожено на 15 лет (см.: Езд. 4:24). Но уже Дарий I (Агг. 1:15), разрешил возобновить работы и даже покрыл из своей казны расходы на строительство и регулярные жертвоприношения за свое благополучие.

А обиженные самаритяне построили свой собственный храм на горе Гаризим.
Почему именно там? Когда-то именно эта гора была назначена Моисеем для ежегодного чтения Закона, и здесь одна половина колен Израиля должна была произносить благословение на исполнителей Закона (Втор. 27:12; Нав. 8:33-35), тогда как на противоположной горе Гевал другая половина колен должна была проклинать его нарушителей. И вот здесь еще одно различие: по приказанию Моисея был устроен жертвенник из цельных камней, на которых были высечены 10 заповедей Господних (Втор. 27:2-8). Согласно иудеям, он находился на горе Гевал, а согласно самаритянскому Пятикнижию – на горе Гаризим. Самаритяне после неудавшихся попыток получить братское признание от иудеев стали считать «неканоничным» перенос главного святилища в Иерусалим, а вместе с этим – верить в ложность их культа.

Религией все не ограничилось. Во время Маккавейской войны за независимость против Селевкидского царства в 167-160 годах до н. э. самаритяне выступили на стороне селевкидов и участвовали в подавлении иудейского восстания. Иудеи победили, обрели независимость, а в 128 году с большим наслаждением разрушили храм самаритян, который до этого простоял около двух столетий.
Шанса отстроить свою святыню самаритянам не представилось. Во времена Иисуса, как и сегодня, гора Гаризим была не просто местом их эксклюзивного поклонения, но и символом религиозного, историософского, культурного и бытового противопоставления и сопротивления иудеям.

Тогда, когда вы читаете, как враги Иисуса заявляют Ему: «Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?» (Ин. 8:48), то вы должны понимать, что здесь произносятся самые страшные, самые низкие ругательства в Его адрес, которые можно было позволить в приличном обществе. Даже непроизносимые инвективы не могли так ранить порядочного еврея, как одно лишь сравнение его с самаритянином – настолько много в этом слове для сердца иудейского сплелось. В этом оскорблении можно видеть и желание припомнить Иисусу Его посещение самаритян.

Иудеи и самаритяне поругались не из-за территорий, нефти или золота. Они не поделили Бога и идентичность. Патриотическое и религиозное воспитание этих народов подразумевало культивацию обоюдного презрения. В преодолении вражды не помогла ни вера в Единого Бога, ни общность культур, истории и языка, ни наличие общих врагов – ничего! Напротив, все служило обратному: животной, нерациональной ненависти, доведенной до медицинских фобий. Самаритяне стали для иудеев нарицанием зла. Но они, иудеи, сами придумали это зло, породили его, удобрили, взрастили и не дали умереть.

Во всей этой истории есть очень важный месседж для политических и духовных элит нашего времени. А вместе с этим – и для каждого из нас. Ведь в ней проливается свет на тайну появления зла в нашей жизни.
Христос был не причастен этому злу. Все эти исторические и богословские «тёрки» являются ничем для Него и для всех, кто хочет поклонятся Богу в Духе и истине. Христос не собирается реанимировать замшелые богословские споры – Он просто идет в гости к самарянам. Для того, чтобы найти потерянное! Он физически, волюнтаивно преодолевает духовные преграды и не ждет догматических решений (которые появятся в Его смерти и воскресении и особенно наглядно - после разрушение Иерусалимского Храма). Самаряне – второй народ, который становится сопричастным Благовестию, и я думаю, что это является некоторым свидетельством небесплодности их чаяний и поисков: самарянской религии оказалось вполне достаточно, чтобы подогревать в своих последователях ожидание Мессии и жажду спасения. А что еще нужно?

Comments

( 19 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
May. 6th, 2018 08:35 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
buyaner
May. 6th, 2018 09:07 pm (UTC)
Самаритяне стали для иудеев нарицанием зла. Но они сами придумали это зло, породили его, удобрили, взрастили и не дали умереть.
Я вначале было подумал, что это самаритяне "придумали это зло, породили и т. д.", но потом сообразил, что, по-видимому, Вы, всё-таки, имели в виду иудеев. В любом случае, налицо некоторая двусмысленность.
Что касается "стихийного идолопоклонства", то, кроме голословных заявлений со стороны иудеев, нет никаких оснований подозревать в нём самаритян - в отличие от самих евреев, пустившихся, как известно, во все тяжкие, не отходя от Синая.
serge_le
May. 6th, 2018 09:09 pm (UTC)
Поправлю, спасибо.
Ну, это да. Да и из Вавилона они вернулись не такими уж белыми и пушистыми.
brat_malaxov
May. 7th, 2018 02:14 am (UTC)
Надо полагать, современные самаритяне все поголовно христиане? Или целью контакта с самаритянкой было чтоб в Евангелия такие история вошла?
serge_le
May. 7th, 2018 06:07 am (UTC)
Ну почему же? Писание говорит в некоторых местах о том, как самаритяне не принимали Иисуса (Лк. 9:51-56), а апостолы даже покушались на то, чтобы низвести на них огонь с неба в отместку. И Господь не смотря на это все равно преодолевает стену вражды.
В случае с самарянкой, сказано: "Самаряне пришли к Нему и стали упрашивать Его остаться с ними, и Иисус провел там два дня. Еще больше людей уверовали в Него из-за Его слов. Они говорили женщине: Мы верим уже не только по твоим словам. Теперь мы сами слышали и знаем, что Этот Человек действительно Спаситель мира".
А потом, согласно Деяниям, Петр, Иоанн, Филипп и другие апостолы проповедовали Слово Божье в Самарии и в будущем многие, если не большинство из самаритян уверовали. Последнее в представлении самаритян означало, что уверовавшие во Христа перестали быть самаритянами. Самаритяне в последующем активно принимали ислам и сегодня их осталось очень мало - не больше одной тысячи. Они выродились и ассимилировались.
brat_malaxov
May. 7th, 2018 06:22 am (UTC)
«Самаритяне в последующем активно принимали ислам и сегодня их осталось очень мало» — забавно звучит, если мем «принять ислам» помните)

А принявшие евангельскую весть самаритяне стали греками, выходит?
serge_le
May. 7th, 2018 06:54 am (UTC)
нет, они стали христианами и перестали быть самаритянами. Хотя и сегодня евреи говорят о еврее, который принял православие, что он ушел к грекам. Но это не правильно.
brat_malaxov
May. 7th, 2018 06:55 am (UTC)
Ну подождите, как это выглядело?

Вот обособились христианские общины самаритян — и куда? их перебили мусульмане?
serge_le
May. 7th, 2018 07:01 am (UTC)
Христианские общины самаритян растворились как и иудейские христианские общины в общинах других христиан - в том числе и ввиду утраты своей государственности, и по причине целого ряда внешних гонений на самаритян, когда гонителям не важна была религия, а важна была этно-культурная принадлежность "целевой группы". И кто их только не перебивал.
http://eleven.co.il/judaism-trends-and-sects/samaritans/13668/



Edited at 2018-05-07 07:02 am (UTC)
brat_malaxov
May. 7th, 2018 07:09 am (UTC)
Поражает то, насколько в судьбе самаритян мизерны последствия проповеди аж трёх апостолов. Насколько понимаю, не будь ап. Павла, сегодня никто бы о христианстве ничего не знал.
serge_le
May. 7th, 2018 08:24 am (UTC)
ну... это Ваши оценки.
brat_malaxov
May. 7th, 2018 08:35 am (UTC)
Ну согласитесь, что наследие 12-ти против одного Павла — просто пшик?
zeref888
May. 9th, 2018 05:05 pm (UTC)
В те времена печатного станка еще не было чтобы говорить о преимуществе печатного слова над устным))
brat_malaxov
May. 10th, 2018 03:32 am (UTC)
Я и не говорю о превосходстве печатного слова — хотя, оно очевидно, и мы с вами сейчас всё-равно из Св. Писания больше всего узнаем, а не из Предания — тоже, оформленного письменно, кстати.

Рассказов о жизни Христа от 12-ти не сохранилось ни в какой форме, это факт. Даже если допустить, что Евангелия от Матфея и Иоанна действительно Матфей и Иоанн написали.
zeref888
May. 10th, 2018 05:47 pm (UTC)
"Иоанн и Матфей не писали о Христе, даже если они и писали о Христе"...о_О

И причем здесь Павел?

Edited at 2018-05-10 05:48 pm (UTC)
brat_malaxov
May. 7th, 2018 08:37 am (UTC)
Особенно если не брать во внимание спорные в смысле авторства Евангелия от Иоанна и от Матфея.
zeref888
May. 9th, 2018 06:45 pm (UTC)
...его духовенство не слишком усердствовало в проповеди им истинного Бога...они, иудеи, сами придумали это зло, породили его, удобрили, взрастили и не дали умереть...

емнип в те времена у иудеев были сами всамделишные пророки, которые возвещали волю Божью. Было ли там об обращении самарян?
serge_le
May. 9th, 2018 08:00 pm (UTC)
на сколько я помню, те пророки, что были тогда, в эпоху разделенного царства, напротив, пророчествовали не очень хорошее для иудеев.
zeref888
May. 9th, 2018 08:28 pm (UTC)
Конкретно речь про времена стройки второго Храма - и пророков тогда было даже несколько и они имели немалый авторитет
( 19 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

serge_le
fr. Sergy Lepin, D.D.
Website

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031