fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Скрипач не нужен

Вы когда-нибудь видели такое?







Не спешите думать что-то плохое!
Это изображение распятой святой Вилгефортис (от лат. virgo fortis – стойкая дева). Среди разных европейских народов она известна под разными именами. Отмечу самые «говорящие»: Kümmernis (нем. - забота, страдание), Liberata (итал. – освобожденная).
Согласно преданию, отец святой был то ли королем, то ли князем (где-то на территории нынешней Португалии). Однажды у него появилась очень выгодная возможность выдать свою дочь замуж толи за мусульманина, толи за язычника. Это не входило в планы девушки: убедившись в непоколебимости намерений своего отца, она начала молиться Богу, чтобы Тот сделал ее безобразной.
Бог услышал молитвы: у невесты выросла борода. Видать, жениху не нравились бородатые девушки, и помолвка была расторгнута. Отец пришел в ярость – на Бога и дочь. В отместку им обоим он приказал распять свое чадо на кресте (или прибить или привязать – разные варианты)...

Иногда рядом со с распятой святой изображают парня, играющего на скрипке или чем-то похожем... Распятая святая, увидев бедного бродячего музыканта, сочувственно остановившемуся возле ее места мучений, смогла сбросить ему с ноги свой украшенный драгоценностями сандалий. Весьма скоро бедняка обвинили в мародёрстве и приговорили к смерти. В качестве последнего желания он попросил о разрешении сыграть для распятой девушки. Когда играла музыка, уже еле живая Вилгефортис собралась последними силами и, умирая, сбросила парню второй сандалий, что и спасло его от казни.

Св. Вилгефортис считается покровительницей дев, которых насильно выдавали замуж или преследовали невменяемые ухажеры, а также тех, кого бы мы сегодня назвали жертвами домашнего насилия. Я, грешный,  еще бы предположил, что она покровительствует уличным музыкантам, которых обижает милиция ))

Исследователи считают, что иконописный (или пластический) образ святой представляет собой наложение жития святой на народные интерпретации статуи Христа, расположенной в соборе св. Мартина в итальянском городе Лукка. Статуя изображает распятого Господа, Который одет не в набедренную повязку, а в длинную тунику и корону ("Се Царь Иудейский"):



По всей Европе ходило очень много некачественных репродукций этой статуи, которые стимулировали всякие фантазии: народное воображение отказывалось угадывать в таком образе Христа и охотнее принимало его за изображение девушки, известной им из одного печального жития. Похоже на Христа? Ну, а как вы хотели? Ничто более, чем страдание, не уподобляет нас Христу.
Замечу, что существует масса изображений распятой святой, где ее не спутаешь со Христом. Однако во время наступления Реформации такой сюжет был запрещен как соблазнительный и почти выведен из употребления, но в начале ХХ века он опять стал набирать в своей популяности.

Можно предположить влияние этого житийного сюжета и на русскую иконопись. В Суздале имеется почитаемая богородичная икона XVIII века под названием «Испанская». На ней тоже можно рассмотреть парня, только он не со скрипкой, а сразу с башмачком, что представляет собой указание на предание о том, как  «с почитаемой иконы в руки молящемуся перед ней нищему спустился золотой сапожок – одно из многих драгоценных украшений образа. Второй сапожок был «повержен» иконой, чтобы спасти от казни нищего, обвиненного в краже церковной утвари». Авторы статьи согласны с тем, что подобное - «как правило, сюжеты заимствовались из западной литературной традиции».

А куда тогда подевалась скрипка, спросите вы? )))
Не знаю, будет ли вам интересно, но считается, что скрипки сущестововали на Руси задолго до того, как они появились в Зап. Европе. На фресках Софийского собора в Киеве уже можно увидеть скрипку:  струнный инструмент, зажатый между плечом и подбородком, с прямым, а не дугообразным смычком. Но... Царь Алексей Михайлович, в 1684 году издал указ, который провозглашал: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, то все велеть вынимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь». Скрипач не нужен.



А уже в XXI веке тему так называемой «распятой Христы» пытались раскрутить представители альтернативной сексуальности с альтернативным богословиеми и альтернативными художественными способностями, но об этой мерзости писать не хочу.

P.S. В Беларуси в некоторых регионах распространен обычай на поклонные распятия (т.н. "Голгофы") на фигуре Иисуса в область набедренной повязки  вешать безвкусные передники - прямоугольные полоски расшитой ткани с двумя завязочками. В результате можно подумать, что Господь оказывается в юбке. Выглядит ужасно, но бороться бесполезно, а иногда даже и вредно...

Tags: разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments