fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Сросшиеся пальцы

Мне очень симпатичен ап. Фома. Его образ один из самых живых в Писании. Я очень люблю медитировать о его «неверии», и с некоторыми результатами моих размышлизов я уже неоднократно пытался с вами делиться. Вот, например:
https://serge-le.livejournal.com/322983.html
https://serge-le.livejournal.com/95700.html
Вкратце повторюсь, что неверие демонстрировали все апостолы, и все апостолы получили знаки и «многие верные доказательства» воскресения для своей веры (см.: Деян.1:3), но только неверие Фомы заслуживает отдельного описания. Как и отречение Петра, которое тоже описывается отдельно, хотя, ВСЕ ученики «соблазнились о Нем», как об этом неоднократно пророчествует Сам Спаситель (см.: Мф.26:31; Мк.14:27). Всё потому, что Писание в некоторых случаях некоторые проблемы рассматривает на конкретном примере одного человека: нет смысла отдельно рассказывать о каждом, как он трусил, не верил, не любил и отрекался...

И все же. У каждого апостола были свои особенности – слабости и достоинства. Они, апостолы, были очень разными! И вот, собственно, к чему я клоню.
Писание говорит, что «Фома иначе назывался Близнецом» (см.: . Ин.11:16, Ин.20:24, Ин.21:2). Некоторые исходя из этого думают, что у Фомы было дополнительное прозвище. Но это не так! Просто имя «Фома» в переводе с еврейского означает «близнец» (греческий аналог имени: Δίδυμος — Дидим) и евангелист просто уточняет значение имени – наверняка, подчеркивая то, что имя его «говорящее». Мы на самом деле не знаем, был ли у Фомы брат-близнец или двойняшка. Вполне возможно, Господь дал ему новое имя – как и апостолу Симону, ставшему Кифой или Петром.

Никифор Каллист Ксанфопул в Синаксаре в Фомину Неделю приводит различные мнения происхождения и усвоения ему этого имени: а) «Фома именовался Близнецом потому, что родился вместе с другим», б) «из-за сомнения в Воскресении», в) «потому, что у него от рождения срослись два пальца правой руки» – поскольку «ему предстояло усомниться и пальцами этими осязать», г) слово «Близнец» - просто перевод и ничего более: каждое наше имя как-то переводится, при этом этот перевод редко имеет реальное сущностное отношение к носителю имени. Сам Ксанфопул придерживается последнего варианта.

Можно встретить упоминания о том, что Фома был внешне похож на Христа – ну, что из этого следует понятно.

Если Евфимий Зигабен полагает, что Фома-Дидим-Близнец назван был так, «потому что он был близнецом и действительно родился вместе с братом», то Лопухин связывает происхождение этого имени с характером апостола: оно указывало на некую двойственность его природы (Δίδυμος, от δύο – «два»). Он был человеком, «живущим в постоянных переходах от одного настроения к другому (ср. выражение δίψυχος у Иак.1:8– «человек с двоящимися мыслями», или διστάζων у Мф.14:31 – «маловерный»)».

Возможно, он был из тех, кого иногда называют людьми «с двойным дном» и говорят о них, что у них «семь пятниц на неделе». С этими людьми -- остановимся на версии Лопухина -- невозможно ни о чем договориться, а это фатально, поскольку религия Нового Завета – это религия договора между Богом и человеком персонально. Слово «Завет» можно так и перевести: «договор». Сама суть договора как правового взаимоотношения подразумевает некое постоянство в пределах действия договора. «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8), а у Бога «нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Логично было бы предположить, что и человек будет постоянен и верен. Но так бывает, мягко скажем, не всегда.
Я предполагаю, что апостол Фома «на ходу» менял условия для своей веры, или же божественные ответы его неудовлетворяли. С ним не просто было договорится: Близнец противоречил сам себе, будучи внутрнее непоследовательным, он тщетно искал внешней последовательности и очевидности. Очень трудно что-то найти, если ты сам не знаешь, что ищешь. Возможно, что раньше он уже получал какие-то знаки (и, возможно, даже прежде других  – поскольку был больше других заинтересован в подтверждениях для своей веры). Но когда некая предыдущая его эмпирическая потребность удовлетворялась, он либо выражал недовольство, либо выставлял новое, более сильное требование. И всё, слава Богу, заканчивается -- пусть и брутальным засовыванием пальцев (сросшихся или нет - неважно) в рану между ребер Господа…

Но чаще всего подобное не заканчивается никогда: всё превращается не в поиск основания для веры, а в оправдание своего неверия.
Это иногда касается и сугубо человеческих взаимоотношений: бывают такие братья и сестры, которые тебе и раны расковыряют, и под ногти залезут, и всю душу вывернут - и все, как потом выяснится,  только от дури, скуки и безделия...


Tags: воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments