fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Кто здесь?

"И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть" (Мк.8:27-31).

Некоторые неучи говорят в свое оправдание, что апостолы никаких семинарий-академий не заканчивали, но «были умнее и святее всех вас». Насчёт «умнее и святее», и «нас», конечно же, согласен, однако есть два но:
1) Причем тут ты, дурень? Не учась, ты тоже становишься всех умнее и святее? Или дурака учить - только его портить?
2) На самом деле апостолы закончили самый лучший университет из всех возможных: три с половиной года они слушали лекции Учителя всех учителей, подражали Ему и практиковались у Него же…

И вот насчет «университетов».
Христос задает ученикам Свои вопросы… Они в ответ демонстрируют прекрасную осведомленность о том, что думают о Христе окружающие: самые разные версии! Мне кажется, что евангелисты привели далеко не полный список вариантов, а так просто условно указали на множественность предложенных альтернатив.
Вопрос Христа был очень непростым, с изначально запутанными условиями: ведь Сам Господь неоднократно Себя называет Сыном Человеческим (Мф. 8:20, 9:6, 16:13, Мк. 8:31, 14:62, Лк. 18:31, 22:48, Ин. 5:27). Кажись, только Нафанаил однажды называет Его Сыном Божиим – и то случайно, в контексте, который не предполагает какой-либо осознанности (Ин. 1:49). Ну, еще и еще бывшие спасенные от бури на корабле говорили: истинно Ты Сын Божий (Мф. 14, 33). Сам Христос говорит Нафанаилу, что все его слова – не больше чем примитивная реакция на чудо. С пребывающими в лодке -- тоже самое, думаю… Может легко показаться, что диапазон возможных ответов на вопрошание Иисуса ограничен одним именем из множества имен «сынов человеческих» -- когда-либо живших и умерших в свое время.

Цитировать других всегда проще… Но когда речь заходит о личном мнении, то «тянет руку» только Петр: «Ты - Христос». Его ответ правильный, но «садись, пять» в повествование Марка не попало – как толкует бл. Феофилакт, «это Марк опустил, чтобы не показаться пристрастным к Петру, учителю своему» (но Марк даже само «исповедание Петра» приводит в сокращенном виде - чтобы уж совсем быть беспристрастным, видать).
И вот дальше самое интересное: Господь запрещает Своим ученикам «говорить о Нем» - т.е., рассказывать всем, что Он впервые понятным для них образом подтвердил Свое Мессианское достоинство через «официальное» признание Своего богосыновства. Видать, тем очень не терпелось поделиться «сенсацией момента», но… Нет. Почему?
Феофилакт предлагает такое решение: «Господь не велел им говорить никому, потому что хотел прикрыть славу Свою, дабы многие не соблазнились о Нем и при неверии не сделались повинными большему наказанию». Т.е., расскажи им Господь, кто Он, так потом и наказать строже бы пришлось их… Так себе версия!

Ну, а с другой стороны… А что ученики могли такое сказать о Христе? Ничего! Первокурсники всегда рвутся в бой – им кажется, что они уже многое умеют и знают. В семинариях, кстати, тоже так... Рано! Вспомним, что даже слова Самого Христа о Нем Самом для иудеев значили не много. И сотворённые Им чудеса не были аргументом: «сей род» искал чуда – особого, принципиально неповторимого для сынов человеческих, которое единственно могло доказать Его Божественность. И Господь обещает это чудо – «знамение Ионы Пророка» (см.: Мф.12:39).
И, в принципе, об этом же знамении Ионы Пророка Господь и говорит дальше в следующей части Своей «лекции»: Его предадут, убьют, но Он в третий день воскреснет… «Сдадите лабораторную - вот тогда и будете говорить обо Мне» - с реальными доказательствами истинности своих слов, будучи твердыми в вере, как камень, и уверенными и непоколебимыми в надежде, как скала.


На иллюстрации: П. Пьеруджино, "Вручение Ключей" (1481–1482 гг.) - фреска, Sistine Chapel, Vatican City, Rome


Tags: Библия, логотея, суббота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments