fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Все оттенки сопричастности II

Насчет обменников и курсов.
Лепта – самая мелкая разменная монета. Некоторые считают, что «лепта» в этом контексте – вообще не какая-то конкретная денежная единица, а лишь условная абстракция ее номинала, указывающая на самую мелкую и пустяковую монетку.
Но, друзья, если у вас ничего нет, и вы случайно в кармане нашли две копейки, то разве их не проще выбросить, чем пытаться пожертвовать? Может, наоборот, две лепты – это две условно значимые суммы? Например, последняя сумма на двухдневное пропитание?..

Если понимать лепту как конкретную денежную единицу, то она, все же, греко-римская! Но в сокровищницу храма можно было опускать только еврейские кошерные монеты – их нужно было предварительно купить у валютчиков, с которыми, как вы помните, у Христа не заладилось с самого начала (см.: Мф. 21:12-13, Мк. 11:15-19, Лк. 19:45-48, Ин. 2:13-16).
Об этом «взаимном недопонимании» повествуют все евангелисты, но по-разному.
Рассказ Марка отличается от рассказа Матфея и Луки тем, что, согласно Марку, Господь, войдя в храм, «и осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью» и только на другой день, после проклятия смоковницы, снова войдя в храм, совершил изгнание торгующих (с вечера Он их предупредил, наверное, и те не поняли по-хорошему). Иоанн описывает изгнание торгующих из храма чуть ли не на четыре года ранее (в первую пасху из четырех) (Ин. 2:13) до беседы с самарянкой (Ин. 4:9), а все остальные евангелисты относят это событие к четвертой пасхе. Что это -- противоречие? Да не-е-е! С чего вы вообще решили, что Он изгонял торговцев один раз? Мне вообще кажется, что Господь их методично и регулярно… ну, того… как проходил мимо, так и… Короче, святой десницей – да по окаянным выям.

А, стоп! мы ж - про монеты. Так вот. Некоторые утверждают, что римские оккупанты разрешили иудеям для храмовых нужд печатать «еврейские» монеты (словно игровые жетоны!), среди которых была и т.н. прута – самая мелкая медная монета. Дескать, монетки вдовы - и есть именно две пруты, а не лепты – именно их, якобы, бросила в корвану бедная женщина. Может. Я не удивлюсь, если две пруты у менял стоили три лепты (или каких-то других актуальных аналогов) - торговля всегда предполагает прибыль, но условной третьей лепты для обмена у вдовы могло и не оказаться.

А вдруг, две лепты суть... просто две лепты, как и написано: вот в прямом смысле слова две монетки – римские, «неправильные» и фу-фу-фу? «Ну, вот как смогла!» Согласитесь, что в таком случае оправдание Христом поступка бедной вдовы, оценка ее «лепты» приобретает дополнительные оттенки. Ветхом Завете первородные и полноправные нередко уступают место вторым и незначительным. В Новом Завете эта традиция дополняется еще и предпочтением неправых и неправильных правым и правосл правильным.

P.S. Ну и, чтобы закончить с неясностями, так сказать...
Лепта – сколько это может быть по нынешнему курсу? Давайте считать (округляя).
Две лепты составляли кодрант — также мелкую медную римскую монету. Четыре кодранта были равны одному медному ассарию. Шестнадцать ассариев менялись на один серебряный динарий – это такая условная минимальная дневная заработная плата то времени, ну очень условная (как у нас сегодня). Вдова, получается, положила в сокровищницу 1/64 стоимости ежедневного заработка рабочего. В Беларуси минимальная заработная плата в месяц – ок. $150. Делим на 25 (число рабочих дней) и получаем $6/день. Делим 6 на 64 и получаем $0,09.
Зайдем с другой стороны. Цена прута определялась стоимостью чистого серебра весом, соответствуюшим половине ячменного зерна - 1/40 грамма. Серебро сегодня торгуется $16.6 за унцию. Делим на 28,35 (столько грамм в унции) и получаем $0,59 (за грамм). Делим на 40 – получается $0,01
Пересчитайте. Я плохой математик.


Tags: Библия, логотея, суббота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments