fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Один Господь

Ребята, по поводу обвинений вл. Павла в многобожии...
Давайте по-легче!

Писание Говорит: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4:5). Разумеется, Бог – один, и ни у кого нет своего собственного, личного карманного «бога»: ни у православных, ни у католиков, ни у кого-либо еще.
Сам вопрос, который был задан владыке экзарху, задавался и ему, и мне не один раз и нередко содержал в себе нескрываемое возмущение и ригористическое подозрение в «негласной унии». Именно поэтому владыка Павел и перешел на оборонительную риторику и сделал все, чтобы никто не подумал, что в данной ситуации речь идет об унии, о том, что кто-то переманивает православных в католичество греческого обряда, и что мы, православное духовенство, этому потворствуем. Монтаж передачи не передает весь контекст.
И лично я думаю, что это переход был нужен и для того (среди прочего), чтобы вывести из подозрения в прозелитизме отца-ксендза, который руководствовался в своих действиях, как мне думается, исключительно добрососедскими мотивами.

В обоснование принципиальной возможности молитвы православных в католических храмах (пусть и в качестве исключительной меры) митрополит сослался на установившуюся практику в Западной Европе: да, действительно, православные на разных условиях получают там католические и протестантские храмы в пользование. От этого они не становятся "униатами".

Речь митрополита на самом деле содержала аллюзию на эти слова апостола Павла: «Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном» (Фил.3:19). Разумеется, это фигуральное выражение, и ни владыка, ни апостол не имели ввиду, что кроме Единого Бога имеются и другие боги в собственном смысле. Когда люди начинают преследовать цели, противоположные заповедям (в том числе и заповедям о единстве), тогда они и могут быть обвинёнными в образном поклонении лже-богам: своему желудку, своей гордыне, богатству и так далее.

Политика так называемого униатизма или прямого прозелитизма была единодушно осуждена и Патриархом Московским и Папой Римским на Гаванской встрече. Мы считаем ее грехом, только усугубляющим расстояние между православными и католиками. Все это и стало основанием для метафоры, в которой митрополит сказал, что у навязывающих униатский сценарий  в православно-католическом взаимодействии (или же, наоборот, нагнетающих суеверную истерию вокруг этой темы) «свой бог» - т.е., свои интересы, цели, задачи, реализация которых препятствует развитию конфессионального мира. "Свой бог" может оказаться и у некоторых православных блогеров.

«Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:6) – говорит Писание. Из Единства Бытия Бога вытекает и необходимость единства Церкви, которая, согласно Священному Писанию, есть Тело Христа. Христос – один, и Тело, Его Церковь, у Него одна! Из единственности Церкви легко выводится единственность вероучения Церкви и ее таинств. К сожалению, ввиду догматических разногласий между православными и католиками (а униаты – это католики) имеется разделение, уходящее своими корнями в тысячелетнюю историю. Мы не едины в таинствах и некоторых догматах.
В Гаванской декларации, подписанной Папой Римским и Патриархом Московским, сказано «Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности… Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах - Отца, Сына и Духа Святого». Т.е., мы сегодня, увы, представляем два раздельных сообщества – объективно, как бы нам это ни нравилось! Нелья говорить, что у униатов-католиков (если уж настойчиво говорить о религиозных группах, а не о тенденциях во взаимоотношениях) "другой Бог" - максимум, что мы можем сказать, что у них иное "понимание Бога" (например, проблема Филиокве).

Но, тем не менее, стоит заметить, что есть недобросовестные миссионеры, которые пристают к православным под предлогом того, что «Бог один», а раз так, то «приходите к нам», «нет никакой разницы», притом разница тут же появляется, если вдруг встает вопрос о том, почему бы им самим не пойти к нам в таком случае. Раз уж так все вокруг заговорили об унии, то слова владыки можно понимать и в том смысле, что  уния не является "альтернативной разновидностью" Православия. Несмотря на внешние сходства, мы и униаты – разные церкви ("церковь" в значении: различные религиозные сообщества), относительно чего ни у кого не должно быть никаких сомнений. Это верно и безотносительно того, что сказал митрополит вообще.

Вместе с этим, мы надеемся, что межконфессиональные взаимоотношения в нашей стране будут развиваться в позитивном ключе, и мы все продолжим объединять наши усилия для свидетельства о Евангелии Христовом в тех областях, в которых это возможно и необходимо.

Tags: читая прессу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments