fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Молиться и не унывать

«Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:1-8)

Обычно притчу трактуют в таком ключе: если даже негодяй из негодяев рано или поздно, при тех или иных обстоятельствах готов выполнить просьбу о добре, то кольми паче Бог: нельзя же о Нем думать хуже, чем о негодяе из негодяев, правда? Просто нужно запастись терпением и всё такое.

Без темы терпения здесь не обойтись, по-любому. Но свт. Игнатий (Брянчанинов) делает очень смелое предположение: он считает, что немилосердный судия в этой притче – прообраз самого Бога! Смотрите: «Правитель утратил и страх Божий, и стыд человеческий: ничто уже не связывало его в действиях; он мог руководиться одним произволом. Таким отчаянным грешником при первом поверхностном взгляде представляется судья; но при более глубоком исследовании оказывается, что, в таинственном смысле, многие черты, приписанные судье, относятся к Богу. Бог не может страшиться Сам Себя, и лица человеческого Он не приемлет… Неправедным, то есть несправедливым, Он назван потому, что «не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы» (Пс.102:10, 14)». И далее, через цитату св. Исаака Сирина «Не дерзни назвать Бога правосудным, потому что не видно правосудия Его над тобою…», свт. Игнатий выходит на образ вдовы, которая, поего мнению, символизирует собой человеческую душу, пребывающую в состоянии «одиночества, беспомощности, печали, непрестанного сетования».

Я бы не хотел здесь и дальше развивать тему «несправедивости Бога» (я считаю, что сегодня ей очень часто злоупотребляют), но я хотел бы обратить ваше внимание на несколько смежных смыслов…

Все мы по-разному приходим в Церковь. И некоторые отпадают от нее – тоже по-разному. Одни, например, становятся жертвой пыток, насилия, угроз и отрекаются. Другие, напротив, припухают от невыносимой легкости бытия и, словно сытые пиявки, отваливаются и уносятся прочь. Кто-то просто теряется в суете и беспокойстве о насущном – им становится не до Церкви. Кто-то получил диплом с отличием на мехмате и стал считать себя очень умным. А есть те, кто вышли замуж за аниматоров из Турции, устроились программистами в Абу-Даби, или кому не по душе пришлась новая машина настоятеля… Вариантов много!
Но бывают и такие, кто отпадает от Бога по причине… обиды на Него лично: «Бог молчит», «не слышит», «банит и игнорит». Человек разочаровывается не просто в толстых попах, ценах на свечки и концепции русского мира - он разочаровывается в Боге, в религии в самых ее глобальных принципах: она оказалась неэффекивной в решении его сиюминутных проблем и запросов настоящего времени.

На примере этой притчи Господь показывает нам, что «никто не забыт, и ничто не забыто» - доверьтесь! Религия – на самом деле не самое лучшее средство для решения проблем повседневности здесь и сейчас: она не заменяет труд, учебу, лечение, собес, правосудие…
А жажда справедливости – это хорошо. Только не стоит справедливость отождествлять со своим разумением оной. «Я вдова», «я же мать», «я бедный и несчастный» – это не аргумент правоты! Доведя дело до суда последней инстанции, вы должны быть готовы к принятию его решения – иначе не ходите в суд. Априори принимать только тот суд, который выносит решения в твою пользу – это как-то уж совсем по-детски. Хотя, дети могут быть уверены, что справедливо - это когда родители выполняют все их просьбы.
Русский перевод не доносит до нас проблематичности образа вдовы, что справделиво подмечает Лопухин: «Чтобы она не приходила больше докучать мне» – точнее: «подставлять мне синяки под глаза». Судья, говорит, что, женщина дойдет в своем отчаянии до того, что станет бить его (ὑπωπιάζῃ με) по лицу… Отчаяние! Она - зарница неверия: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?». Или же – желание распять Его еще раз?

Вдова получила «своё». Теоретически, у нас иногда представляется возможность настоять на желаемом и что-то истребовать, вынудить у Бога вне Его воли  – урвать. Но будете ли вы потом рады имеемому (и потерянному)? «Да Будет воля твоя» – не случайный набор слов в молитве «Отче наш». И еще «Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» – ели вы не готовы поставить подпись под этими словами, то лучше не требуйте суда у Бога. Себе дороже выйдет.

Так что сохраняйте спокойствие, продолжайте молиться и не унывать. Пытайтесь, во что бы то ни стало.

-------------------------
На иллюстрации: The Unjust Judge and the Importunate Widow, by sir John Everett Millais (1863)
Tags: Библия, логотея, суббота
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments