fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

С роботами не шутят

Как-то со студентами обсуждали статью из «Популярной механики» про робота-судью: дескать, крутая штука, знает рекордное количество законов и невероятно эффективен на своем месте. Но человека списывать рано, так как пока еще кое в чем и кое-где робот не догоняет…
– Скоро роботы всех заменят, - сказал один студент.
– Нет, не скоро, - сказал другой.
– Нет, не всех, - сказал третий.
– Ребята, это мы заменяем роботов – пока те еще маленькие и не совершенные. Ну, как лошадь в бедном колхозе заменяет отсутствующий трактор, – это сказал я.

Потом пошел разговор о роботах-священниках – уже есть и такие. Слава Богу, не у нас. Пока это больше похоже на дурацкую шутку, чем на что-то серьезное.  Но почему бы им не быть, и как им, роботам-священникам, не возникнуть, если:

Во-первых, для некоторых религиозных групп характерно отсутствие вменяемого учения о священстве: священников вообще нет, или священник – это просто тамада или забавный биопривод к штемпселю, которым удостоверяют заключение брака. Ну, или – просто проповедник (как «просто водитель»).
Вот в Европе – не хватило мужчин, и с определенного момента стали рукополагать женщин. Почему? Да потому, что УЖЕ нет никакой разницы. А временами, если и есть, то не всегда в пользу мужчин. Я недавно общался с прихожанами кирхи, в которой служат два пастора (муж и жена) – они, прихожане, очень любят своих пасторов... А сейчас уже есть машины, которые управляются роботами – по заверению разработчиков, это безопаснее и надежнее... Не только вера, но и наука да технологии всё это сегодня позволяют (некоторым)!

Во-вторых и независимо от официального вероучения конкретных религиозных групп, в обществе наращивается формализация восприятия священника и его функций.  Людям безразлична всякая там «мистическая лексика», они ничего не хотят (не могут) слышать ни о догматах, ни о канонах, им не интересно, кто на кого возлагал руку и возлагал ли вообще. Их интересует только одно: «а когда батюшка уже покропит мои пасхи, сколько можно ждать?!»
И в самом деле, когда? Католики, судя по фотографиям на их сайтах, на требы отправляют дьяконов – что, спрашивается, они окропить булки не смогут? Смогут! Протестанты решают этот вопрос двунаправленно и еще радикальнее: или вовсе «отменяют булки», или отправляют в бой женщин всех рангов и сексуальных предпочтений – это же не влияет на «святость воды»! В принципе, «на святость всего святого» вообще ничто субъективное не влияет – почти как у нас: святость сакраментальной жизни Церкви выводится же не из святости священников...

Установить робота, который будет благословлять\освящать\кропить - это велкикий соблазн будущего. Пустить автоматическую жестянку с кропилом между рядами верующих – эта идея не всем покажется абсурдной даже у нас, увы. Осталось только придумать и обосновать «интерфейс» передачи полномочий священника машине самим священником - это не так трудно, кстати: формально вода капает с кропила, а не со священника же! Или вот более понятный пример: при освящении храма мажут стены миром, используя специальный стручец (кисточку), прикрепленный к палке - чтобы выше достать можно было. А что если вместо палки будет что-то механически более сложное, но сущностно тем же самым –робот-палка, условно говоря?

Давайте вернемся в наше время и посмотрим  правде в глаза: немалая часть из нас, священников – словно персонажи из русских сказок: недалекие, с узким шаблонным мышлением людишки, бездушные болванчики с моторчиком и заводным ключиком на спине,  повторяющие и делающие одно и то же к месту и не к месту. Узнать православное учение о Спасении обывателю уже сегодня значительно проще от Google (пока это только виртуальный робот), чем от нас.

…А над «иконографичностью» интерфейса роботов, конечно, они еще поработают – не за горами те времена, когда «иконографичность» робота станет внешне более наглядной (если не более правдоподобной!), чем «иконографичность» клинических дурачков и моральных дегенератов в рясах, которые уверены, что только потому, что у них есть пенис, их природа единственно и эксклюзивно соответствует природе служения Христа.

Техника – не только вызов человечности, друзья. Это еще и её тест. Готовы ли мы к нему?

-----------------------
На иллюстарции: кадр из м\ф. "Футурама"
Tags: из жизни, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments