fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

богословская задачка

Поспорил тут со своим студентом. Есть ли чудеса у инославных, сектантов и прочих «ино»?
Неверно считать, что правильно только то, что можно адекватно выразить на языке науки и экспериментально проверить. Мир значительно шире. Полагаю, что нельзя считать истинным исключительно лишь то, что может быть измерено Св. Писанием и Преданием. Бог бесконечно превосходит постижимое. Однако:
1)Я понимаю, что получится бред, если наука поступится своими критериями хоть на чуть-чуть.
2)И я даю себе отчет в том, что будет бред в квадрате, если богослов отвлечется от основ Откровения.
Но все же.
Богословы, как и все люди, живут в аквариумах. А Бог – нет. Для всех нас естественно быть мокрыми – озадаченными пунктами 1) и 2). А Богу – нет.
Я спросил у студента, а хочет ли он, чтоб это сектантское чудо – предположим, чудо исцеления ребенка – было настоящим. Тут, программа зависла в неразрешимости условий: согласие на истинность чуда для него подразумевает признание истинности сектантской веры, понимаемой с формально-символической, катехизической стороны; а с другой – студент достаточно хороший человек, чтоб желать ребенку хорошего.
Ему показалось, что в этой задаче здоровье ребенка приобретается отречением от веры Отцов. Что и было ошибкой. Вообще грош цена учению о субботе, если оно не позволяет делать добро. И это я не о вере Отцов, а о том, во что можно ее превратить.
Милосердие Божие не детерминируется ничем, в том числе и истинностью нашей веры. Вспомните хананеянку (Мф.15.22-28). Она попросила Христа – Он ее услышал, хотя в назидательных целях сначала высказал свое намерение следовать абсурдности традиционных представлений о справедливости, в итоге получилось, что если и нельзя ее исцелить как не-дочь Израиля, то хоть так, чтоб не кричала - достала. В Его человеколюбии нет никакого признания богов Ханаана, хотя Иисус сказал ей «велика вера твоя». Не так ли? Нужно отличать веру от веры. Вера «вертикальная», глубинная, стихийная, сердечная - Господь за нее исцеляет ханаанку. И вера «горизонтальная» - рациональная, догматичная и трезвая. «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? (Деян.19.15)», - ладно еще, если это бесы скажут, когда мы в них будем тыкать тем, что осталось от троеперстья после разлучения души от тела, а если Сам Иисус и Павел? Страшно. Одна вера не отметает другой – они взаимообусловлены. Это – крест.
Чудеса были и будут везде и всегда – мы живем в удивительном мире, и Бог иногда не спрашивает нас, что Ему можно делать, а что нельзя. Не стоит отрицать, что у еретиков и язычников возможны чудеса, но стоит отказаться от понимания чуда как от критерия истинности веры, понимаемой – подчеркиваю еще раз – с катехизической стороны. Нужно быть идиотом или просто злым человеком, чтоб отрицать подлинность, к примеру, фатимских чудес, хотя это далеко не повод для признания Filioque или еще чего более пикантного. Бог может творить чудеса и вопреки человеческим заблуждениям.
Хотя понятно, что богословская перспектива становится красивей и стройней если категорически исключить возможность чуда вне Правослвия, а Бога сделать своим личным карманным божеством. Спрятать поглубже – чтоб никому не дать. Да нам и впрямь, порой, становится так легко от одной только мысли, что спасаемся только мы. При том здесь главное не то, что как раз-таки лично я могу и не спастись, а то, чтоб никакая сектантская морда не пролезла. Пусть не я, но главное – не они. «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму» (Мф. 8.11-12). Их и извергать не надо - они, не согласные с правилами отбора, демонстративно и принципиально сами не пойдут. Не сумев полюбить здесь – там не уже не полюбишь.
Tags: из жизни, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments