fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Невеселое

Продолжаем нашу "сумму против язычников". Мой ответ журналисту "The Village" на похоронно-веночную тему...

И чтоб тут ни говорилось, а все равно: как помрешь - не живые лилии тебе понесут на могилку...
Вот, не нравятся мне, положим, искусственные цветы (есть ничем не отличающиеся при беглом просмотре от живых, но они еще дороже живых - речь не о них)... Но мой приход не на Рублевке, большинство моих прихожан - самые простые люди, без степеней по искусствоведению и публикаций в "Journal of Aesthetics and Art Criticism". Да и денег у них особо нет на кастомовые заказы из живых цветов.
Лучшая оценка слов проповедника - в поступках его прихожан, да, но тут какой-то странный круг: с одной стороны, пусть закопают хоть как-то, а с другой...
Даже на похоронах собственного отца были вещи, на которые я никак не мог повлиять.

А так да, новые белорусские кладбища только усугубляют депрессию... Умирать и так, как бы, пока не очень хочется, а как побываешь на современных захоронениях, так вааще... хочется выть и орать.
Совсем другое дело - старые кладбища, с вековыми деревьями, пусть и заросшие, но без идиотской синей краски, без всего этого блестящего и флуорисцирующего агро-трэша. Очень люблю бывать на старых кладбищах. Одна надежда: любое кладбище имеет все шансы однажды стать старым - если на нем не построят еще один торгово-развлекательный центр, конечно...

Итак.

«Реакции родственников на требование убрать бутылки с водкой из гроба покойника могут быть не самыми любезными»






ПРОТОИЕРЕЙ СЕРГИЙ ЛЕПИН

председатель синодального информационного отдела Белорусской православной церкви

О ритуалах

— Погребение в частности и сохранение памяти об умершем в целом сопряжено не просто с непониманием каких-то важных фактов христианской веры и обрядности, но и огромным количеством суеверий, вкраплениями язычества и просто банальной чуши — того, что посчитала правильным и нужным какая-нибудь «знающая» бабуська.

То, что я сейчас буду говорить, не будет касаться людей, сознательно исповедующих язычество — они сами вправе определять для себя нормы поведения сообразно своей религии. Я буду говорить о тех, кто считает себя христианином и кто похоронил того, кто считал себя христианином.

Некоторые традиции генетически восходят к языческому прошлому, хоть фактически никакая из них не сохранилась в аутентичном виде. Есть традиции, которые представляют собой одичавшие церковные обряды. Ну, например, печеньки, которые иногда раскладывают на чистые тарелки перед началом поминок — это суррогат святой просфоры, которую принято вкушать натощак после заупокойной литургии.

Есть вещи, которые качественно неприемлемы в своем наличии. Сюда стоит отнести оставление еды на кладбище и устраивание застолий на самом кладбище, различные языческие обряды: всякие «гуканнi» умерших, гадания, ворожба, «прыкопы» — закапывание в могилу любимых вещей покойника и даже трупов домашних животных.

О венках

Есть вещи, которые, быть может, и не запрещены, но предосудительны в определенных свойствах и количествах. Речь идет о венках и цветах. Кстати, если посмотреть на историю вопроса, то венки в наших погребальных традициях вообще стали появляться в веке XVIII. И изначально это новшество вызывало бурные протесты. Но тогда был найден определенный компромисс: венки не должны были содержать никаких надписаний и религиозных символов. Но с течением времени эти требования в народе были забыты.

Сегодня венки изготавливаются из пластика, целлофана, металлов — я не говорю даже, что это некрасиво, о вкусах не спорят, но это неэкологично и пожароопасно. Кладбища, загоревшиеся от венка, упавшего на лампаду — это не такая уж редкость. Часто на венках и прочих артефактах погребальной индустрии помещают религиозную атрибутику — изображение креста, икон, текстов молитв с упоминанием святых имен, которая потом попирается и уничижается на мусорках.

Как правильно?

Есть вещи, которые предосудительны в своем отсутствии. Могила христианина должна быть обозначена видимым и легко узнаваемым образом креста. Она должна быть чистой и ухоженной. На ней должны совершаться полагающиеся по православным традициям молитвы, в память об умершем должно твориться церковное поминовение, милостыня…

Лучший памятник для умершего — это собственно память о нем: молитвенная, деятельная, обнаруживающая себя в добродетели — прежде всего в вере, надежде и любви.

Священники сегодня много проповедуют против забобонов и предрассудков. Нужно слушать, что говорят священники. С этим бывают проблемы, кстати. Знаете, реакции родственников на требование, например, убрать бутылки с водкой из гроба покойника, могут быть не самыми любезными…

Но так да, у людей, особенно тех, кто впервые столкнулся в своей жизни с ответственностью за организацию похорон, часто бывает много вопросов — и это правильно. Нужно заметить, что это самые разные вопросы: начиная от связанных с «проблемой зла» и кончая вопросами типа «куда девать огарки свечей». Не стесняйтесь спрашивать!



Tags: вопрос-ответ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments