fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Где ваше сокровище? - 2

Мне не раз доводилось бывать в Тезе (Taize) – это маленькая бургундская деревушка, в которой находится многоконфессиональный монастырь, в свое время основанный одним… кальвинистом.
Монах-протестант – звучит как оксюморон, но такое бывает: в недрах последователей Реформации там-сям происходит переоткрытие важности и ценности монашества, от которого когда-то отреклись их отцы. Это уникально! За этим феноменом очень интересно наблюдать. Исследование логики возникновения подобных общин содержит в себе, как мне думается, немалый богословский потенциал – в том числе и апологетический.



Так вот. Я как-то разговаривал с одним из монахов общины о некоторых теоретических вопросах. Беседа пошла о монашеских обетах. Говоря об обете бедности, я использовал слово «poverty» (собственно «бедность»), мой собеседник настаивал на «simplicity» («простота»): бедность – это нужда, а они, мол, не нуждаются ни в чем сверх того, что уже имеют. Подтверждаю: все так и есть, монахи живут собственным трудом, моего собеседника я уже лет семь вижу в одном и том же свитере, мобильники (монохромные звонилки) есть только у тех, кому они полагаются по послушанию, в автопарке (не личном, а монастырском) какие-то 15-летние корчи, полный отказ от личного имущества «на стороне», прав на наследство и, как я понял, даже от больных родственников. Они, типа, не бедные, у них на данном этапе есть все, что им нужно для их образа жизни, а нужно им не многое. И что вообще удивительно, монастырь не принимает пожертвований! Экуменисты -- что с них взять! Но если бы их монастырь строил школы, содержал больницы, проводил ресурсоемкие научные исследования, снаряжал миссии, то, естественно, «простота» бы выглядела иначе, и внешне бы его быт еще более казался не похожим не бедность. «Бедность» - это когда монаху не за что жить согласно уставу, и делать то, что он должен делать. Но это -- дурное обстоятельство, об избвалении от которого нужно молиться...

В самом деле. Что хорошего в том, что нет денег, к примеру, на достройку монастырского приюта? Еще худшей является та бедность, когда монаху не хватает денег на выживание – отречься от собственности и мира, чтобы потом ходить по миру и выпрашивать эту собственность назад? Я уж не говорю о той бедности, когда не хватает на излишества. Бедность – это… получается, если и не порок, то недостаток. Зачем её обещать Богу? Наверное, и в правду, речь идет не о том, что монахи обещают все время находиться в неудовлетворенных потребностях и чего-то постоянно хотеть, а в намерении всегда пребывать в довольстве потребляемым - по умолчанию, минимальным и ограниченным.
Я задумался над оппозицией этих двух английских слов. Как говорила дивная старица Надежда Константиновна Крупская, знание иностранных языков улучшает знание родного… Мой английский очень плох. Если я читаю более-менее сносно, то с говорением у меня большие траблы – в Ракове очень мало англичан. Для моего собеседника английский язык тоже не родной, хоть он у него отличный. Но не суть.
Я захотел разобраться. Дома я начал лазить по словарям и обнаружил, что они употребляют разные варианты в нужном нам значении. «Рoverty» употребляется, мягко говоря, не реже… Как оно часто бывает, за языковой проблемой стоят проблемы концептуального плана.

Но все же, что такое монашество: бедность или простота? Можно снять проблему, заменить эти два слова третьим: "нестяжание" (Google очень странно перевел, кстати). Но мы не ищем легких путей, правда?

Я бы хотел, чтобы каждый из вас понял, что это вопрошание относится не только к монахам, а ко всем. Само по себе монашество меня в данном случае интересует меньше всего – я предоставляю право самому монаху решить, что такое монашество для него лично и «вааще». Но совершенно очевидно, что «Блаженны нищие духом» относится ко всем: к монахам и женатым, к бедным и богатым. И послушание – это всеобщая добродетель, и воздержание, кстати, тоже… Аскеза (от греч. ασκεσις — «упражнение») – она для всех.
По сути, монах не обещается ни в чем новом – он обещает что-то для всех обязательное делать по-особенному, иначе. «Инок» ведь – от слова «иной». Но такие версии теории монашества, которые настаивали на том, что только монашество есть правильное христианство, а все остальное есть полумеры и компромисс, были осуждены как еретические. Да и какое оно - правильное монашество? Ведь оно такое разное бывает!

Добровольная духовная нищета (и простота) предлагается нам Самим Господом. Возникает вопрос, какая бедность\простота достаточна для достижения идеала евангельского совершенства? Вопрос не предполагает универсального решения: мир повидал много богатых святых и нищих грешников. Но одно ясно наверняка: было бы здорово, если бы у нас всегда хватало возможностей (в том числе и материальных) выполнить свое истинное предназначение, достичь своей истинной цели, и чтобы каждый из нас понимал ошибочность надежды на то, что нечто лишнее, взятое «про запас», не повредит, не помешает – повредит и помешает! Как лишнее топливо – гоночному болиду, как лишний балласт – воздушному шару, как лишние витамины – человеческому организму, как еще одни жмущие тапочки – плохому танцору.

Tags: из жизни, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments