fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Архитектура Истины

Не по теме дня, но все же. Давайте откроем 1-ое Послание ап. Павла к Тимофею.
«Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме (οἴκῳ - д.п., м.р., ед.ч.) Божием, который (но в церковнославянском «яже» - «которая», что является калькой греч. ἥτις – им.п., ж.р., ед.ч.) есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15)… Очень непростое предложение с очень непростыми согласованиями, правда? Мы не будем вдаваться в дебри греческой грамматики, но о логических согласованиях давайте немного  порассуждаем. Итак.

Этот фрагмент очень часто цитируют для обоснования идеи непогрешимости Церкви, где слово «Церковь» имеет этакое вселенско-космическое, надисторическое звучание. При таком понимании столпом и утверждением истины является Церковь: Единая, Святая, Соборная, Апостольская... – та самая, в которую веруют... Сущностно это правильно, поэтому именно на этом смысле настаивали известные мне комментарии Святых Отцов. Поскольку «Господь Бог есть истина» (Иер 10:10), Сам Христос говорит о Себе как об Истине (см.: Ин.14.6), а Церковь есть Его Тело (см.: Еф. 1:22-23), то совершенно логичным выглядит заключение св. Киприана Карфагенского (+258), согласно которому «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

Но в дополнение к этому стоит обратить внимание, все же, что из указанного фрагмента вполне определенно следует, что и «дом Божий», т.е., конкретная христианская община (или их совокупность), о которой должен был заботиться Тимофей, есть Церковь Бога Живаго (а непросто какая-то необязательная тематическая тусовка) и столп и утверждение Истины (а не сборище субъективностей и частных недопониманий). «Церковность» и «истинность» грамматически утверждается прежде всего относительно именно «дома Божьего»! И речь идет не о чем-то умозрительном и идеальном, не о недоступном для чувств и разума предмете веры, но о чем-то эмпирически явленном и очевидном!

Как мы только что вспомнили, Церковь есть Тело Христово (см.: 1Кор.12:27, Еф. 1:22-23), но поскольку Христос принял не какое-то там ноуменальное и идеальное, а реальное, плотяное, «историческое» тело, то и наш поиск Церкви и Истины неминуемо приобретает прямое отношение к феноменальной общине, «церковность» и «истинность» которой заключается не в человечестве собравшихся, а в Божественности Собравшего. Те, у кого «Бог в душе», «Церковь в сердце» и барабан на шее, могут идти строем мимо Истины, поскольку, если продолжить мысль свт. Киприана, кому община – не дом, тому и Церковь – не мать.
Спор верующих о том, какая из групп общин есть Истинное Тело-Церковь Христа, возможен и имеет логический смысл, но спор о том, какое из отрицаний Церкви является более правильным, с точки зрения Писания и всего того, что сделал Христос, является совершенно бессмысленным.

Христианства нет как без Церкви, так и без церкви (общины). Осмысленно верить в Церковь вне привязанности к реальным проявлениям того, что можно назвать церковностью, нельзя. Но.

Столп – это то, на чем конструктивно держится кровля здания, утверждение – славянский аналог современного заимствованного слова «фундамент». Верх и низ, начало и конец условного храма Истины. Но Истина, как и всякое здание, имеет не только фундамент и опоры кровли – есть же еще и стены, которые стоят на фундаменте, есть еще и обрешетка, которая лежит на стропилах. Да чего там только нет!… И вот, мы с вами и являемся всеми этими неуказанными в послании к Тимофею «составными частями» – членами Церкви. Вне здания, вне состава Целого, все его части суть только материал. Или просто историческая достопримечательность, развалины, руины, мусор. Да и сам фундамент без стен рано или поздно зарастет, а стропила «без ничего» постепенно превратятся в дрова, которые крестьяне потихоньку растащат для обогрева своих жилищ. Они горят и греют лучше всех других! Мне только одному кажется, что я уже видел такие дрова?

И перед сном я процитирую вам толкование блж. Феофилакта на 1.Тим.3.15.
«Апостол сравнивает здесь с иудейским храмом Церковь [«Дом Божий» – библейская идиома для обозначения иерусалимского Храма – S.L.]  и говорит, что тот подлинно был образом и тенью, как например, звонки, дорогие украшения и первосвященник с жертвами. А Церковь есть истины утверждение. Ибо все, в ней совершаемое, истинно, а не образно, каково то, что в церкви подзаконной: вместо звонков в ней блистательная проповедь; вместо дорогих украшений, одежд священных — преславная жизнь, богатая внутренними плодами…». видишь суслика?
Возможно, братья и сестры, вы тут немного взгрустнули, но не спешите, давайте дочитаем до конца: «Первосвященник в ней — Сын Божий; великая жертва — Божественное Тело Его»…Так что... это...  во-первых, айда все на Причастие! А во-вторых...

Истина разума - это всегда своего рода коррелят сознания и действительности, истина же веры - это всегда преодоление имеемого, наличествующего, действительного. Иудин грех был возможен даже в непосредсвенном обществе Самого Христа, а многочисленные пороки, в том числе и те, о которых «стыдно и говорить» (Еф.5:12), существовали в Церкви уже во времена апостолов. Но, тем не менее, апостолы называли Церквоь святой, а первых христиан - святыми, помните? Вы думаете, что блж. Феофилакт жил на Марсе, писал про марсианскую Церковь или пребывал в иллюзиях и самообмане?  Нет – он верил в нечто большее, чем видел. Поэтому и знал больше, чем мы сегодня верим.
Веруйте не только в Церковь, но и церковь — не «просто священникам», но и «сами себе и друг другу». Верующий во Христа верит в Ц(ц)ерковь, а верующий в Ц(ц)ерковь, верит в ближнего и даже в себя - не мы ли суть её части-члены? И можно ли любить ближнего (и себя!), не веря ему, в него (себя)? Веруйте – и все у нас получится!

Tags: Библия, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment