fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Nomina odiosa sunt?

Нищий в притче называется по имени, хотя, возможно, при жизни его так никто не называл и обращался к нему, разве что, в стиле «Эй, ты!». Но Господь нарек его Лазерем, а богач остался человеком «с неопределенным артиклем», безликим некто. Хотя, разумеется, при жизни все было не так: имя богача гремело и произносилось с придыханием, о нем писали газеты, при ссылке на него гаишники возвращали документы…  Ныне богач лишается всего, в том числе и славы своего имени. Оно, имя богача, конечно же, никуда не делось, но в реалиях контекста оказывается настолько незначительным, что им вполне можно пренебречь.




С нищим наоборот: его имя Господь считает нужным упомянуть. Речь – напомню – идет о притче, т.е., казалось бы, Лазаря можно было назвать любым другим именем, ибо оно кажется несущественным для передачи главной ее мысли, но, видать, это не так. А как?

Лазарь - ивр. אֶלְעָזָר , Elʿāzār, Елеазар — буквально «Бог мне помог». В имени нищего тоже содержится определенный месседж: мягко говоря, мы не до конца понимаем Божественный Промысл и в свете этого не можем адекватно судить о том, как она должна выглядеть – помощь Божья. По привычке мы думаем, что помощь – это когда Бог исполняет твои желания, когда все получается не только не больно, но еще даже приятно.
И вот лежит, облизываемый собаками Лазарь и гниет заживо – казалось бы, каждый прохожий может сказать ему что-то типа «Это фиаско, братан!», но нет – БОГ ПОМОГАЕТ ЕМУ, Лазарь незримо находится в «разработке» Божественной Любви и Заботы!
Но каааааак??????????

А вот так! Честно скажу: не знаю. И более того, я уверен, что тот, кто говорит, что знает, врет другим и обманывает себя. Универсальной обратной зависимости между размерами благополучия «здесь» и «там» нет никакой:  и богатые спасаются, и бедные гибнут, поскольку богатство само по себе не есть порок, а нищета – не достоинство. Есть только одна обратная зависимость: чем больше ты профукаешь здесь, тем меньше получишь там, но это, все же, хоть и смежное, но иное.
Мы не проповедуем материальную бедность в качестве непременного условия для спасения. Во внепритчевом смысловом пространстве к одним богачам Бог благоволит, а от других бедняков отворачивается. Как отличить того богача, «который спасется», от того, о котором говорит притча, и как аналогично отличить друг от друга двух бедняков? Да никак! Вам этого не сделать. Поэтому и не стоит судить других – вы этого не умеете и все равно ошибетесь. Смотрите на человека сквозь признаки его (не)благополучия. Неспроста мы читаем в Писании: «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:8-9). И вообще, несколькими стихами ранее, не вошедшими в воскресный фрагмент, мы читаем: «Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк:16.15) – мы подробнее остановимся на этой фразе чуть позже, а пока - в заключение - я лишь пожелаю, чтобы каждый из нас сам разобрался хоть со своим сердцем: как о причинах и целях своей бедности, так и – своего богатства. Богатый в одном отношении может оказаться бедным в отношении другом.
Вы ошибаетесь, если считаете, что раз вашего имени нет в “Форбсе”, или раз вы не бомж, то притча эта не про вас. Как говорил покойный старец Стефан Иович Градоангельский, «Think Different», еже есть сказаемо «Думайте по-другому». Обязательно думайте!


Tags: воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments