?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Много простоты

«В основу праздника Покрова Пресвятой Богородицы положено предание о явлении Андрею, Христа ради юродивому, Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе, в котором хранилась риза Божьей Матери -- Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке».
В храме собралось множество народа. Вероятно, среди молящихся хватало умных, образованных, респектабельных, состоятельных, солидных господ – притом благочестивых и богобоязненных. Уверен, что там просто не могло не быть священников, а может, и епископов. Возможно, там даже патриарх был или сам император. Хотя, нет, последние два – маловероятно, ибо тогда юродивых не пропустили бы через турникеты: в таком прикиде да без пригласительных билетов... Но чудеса бывают!..

Среди всех присутсвующих Божию Матерь увидел только юродивый со своим учеником. Почему? А все очень просто! Во-первых, кому Бог захотел, тому и явил - Он же Бог! Во-вторых, юродивые – они на то и юродивые, чтобы видеть не то, что видят все. А в-третьих, все другие были ж не юродивыми, правда?

Все другие видели много чего другого: онтологию Хайдеггера, историю исихазма, теорию струн, годовой баланс градообразующей фабрики, где одолжить сто рублей до следующего месяца…
А есть такие вещи, которые можно увидеть только без микроскопов и телескопов, и описывать без всяких ссылок по ГОСТу – вот просто взять и посмотреть. Простота, много простоты – как обязательное условие. Мы вообще разучились видеть вещи такими, как они есть – они нам сами по себе не интересны. Мы их не выносим и не перевариваем - как свежее, неразбавленное, невосстановленное, непастеризированное молоко… Нам нужен ТетраПак и теории.

Вы не видите в инфракрасном диапазоне, а некоторые живые существа видят. Это не значит, что инфракрасное видение – иллюзия и самообман. Вот в философии XX века много говорилось о непосредственном умозрении, беспредпосылочности, об интенциональности… Юродивые – уверен, они ищут там же, где и философы. Просто некоторые ходят на руках потому что они акробаты, а некоторые – потому, что у них нет ног.

Юродивые – это собирательное слово, которое вне контекста обозначает людей с вражденной или приобретенной инвалидностью, психически больных и просто... глупых (как в притече о Десяти девах). Вместе с этим, это еще – и чин святых угодников. Жития склонны ориентировать читателей на понимание подвига юродства исключительно как сознательное уничтожение своего профессорского диплома и произвольно иммитируему неадекватность. Не исключая подобного развития сценария, я, все же, уверен, что, как минимум, некоторые из святых юродивых вполне могли иметь какой-либо диагноз. И несмотря на это, вопреки этому и даже благодаря этому они могли видеть Иное, являть его и достигать того, чего не достигли мы.
Не только здравие и рациональность делает человека ценным! Видать, иногда даже агиографам трудно поверить в то, что человек мог быть настолько ущербным для века сего и настолько преуспевающим в жизни во Христе одновременно.

Народная любовь к «юродивым» – не только акт альтруизма и самопожертвования. Это еще и мудрое понимание того, что Бог может через них ниспослать тебе благо или явить тебе уже имеющееся у тебя. Думаю, только оказавшись по ту сторону двери жития, мы сможем понять, какую роль эти никчемные несчастные судьбы убогих и сирых играли в судьбах Вселенной. И я удивлюсь, если выяснится, что не на их плечах держалось небо.

Казалось бы, даже сам сюжет праздника «антипатриотичен»: Пресвятая Дева обещала Покров врагам наших предков и выполнила Свое обещание. Но в том-то и дело: даже вчерашняя потеря, травма, инвалидность, юродство (даже в их исторических и социально-плитических аналогах) могут обернуться большим приобретением в будущем. Так развивалась динамика отношений между Русью и Византией. Возможно, разгром наших предков - одно из звеньев в череде событий, предшествовавших Днепровской Купели.

Больше всего святых юродивых было на Руси... Разумеется, в наших реалиях умному человеку невозможно обойтись некоторой доли юродства, но, все же, не надо путать приспособляемость к обстоятельствам века сего со святостью.

Быть добрым и благочестивым - не выгодно и «не рационально». Путь святости (любой, а не только подвиг юродства!) - всегда является своего рода безумием. Как говорил свт. Афанасий Александрийский, «Мы называем умным того, кто умеет выполнять Божью волю». И поскольку люди мудростью и образованностью могут называть даже самые мерзкие безумства, то и Новый Завет настраивает своих последователей на то, что они будут гонимы не только физически, но и рационально - т.е., духовно и душевно у них тоже всё может быть не очень благополучно. По отношению к некоторым «достижениям» человеческого гения христиане должны занять радикальную позицию: отречься от них, став «безумными для мира сего».
Поэтому нижеприведенные цитаты из Слова Божьего суть обоснование не подвига юродства в узком смысле этого слова, а теория ВСЯКОГО христианского отношения к действительности - даже если речь идет об отношении к ней министра образования.

«Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…» (1Кор. 4:10)
«Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1Кор. 1:20)
«Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3:18)
«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом...» (1Кор. 3:19)
«…слово о кресте для погибающих юродство есть» (1Кор. 1:18)
«…благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор. 1:21)
«…мы проповедуем Христа распятого… для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23)
«…потому что немудрое Божие премудрее человеков» (1Кор. 1:25)

Юродство - часть аскезы, которая, как известно, необходима для всех, а не только для монахов. Тем не менее, христианские ценности и идеалы пререкаемы в мире сем. Преподобный Антоний Великий говорил: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: "Ты безумствуешь", — потому что он не подобен им». Банальные примеры: не так давно всякий верующий человек считался неадекватным мракобесом, а нынче на людей, которые поддерживают запрет абортов и не приемлют нормализацию гомосексуализма, считают неадекватными, а то и опасными для общества личностями.

И все же, какое странное сочетание: ученик юродивого! Какое может происходить тепло ото льда? Чему может научить юродивый? Юродству во Христе! Любое состояние (произвольное и непроизвольное) нуждается в «воцерковлении». Теоретически любая скорбь и болезнь может стать обстоятельствами спасения, но практически далеко не всякая скорбь и болезнь - «Христа ради», т.е., служит раскрытию Образа Бога в человека и для человеков. Некоторые скорби, увы, служат обратному...

И, друзья, не путайте:  далеко не всякая дурковатость является признаком святости. И далеко не всякая тупость может быть извинительна как инвалидность и, тем более, наделяться льготами - как материальными, так и духовными.

У меня для вас плохая новость, господа: даже юродству нужно учиться!

-----------------------------
На иллюстрации: Покров Пресвятой Богородицы. Россия, XVIII в. Церковь Покрова в с. Селезневе Спас-Клепиковского района Рязанской области.

Comments

( 4 комментариев — Оставить комментарий )
anavoron
Oct. 14th, 2017 08:48 pm (UTC)
Согласна с Вами. Быть проще, переключить внимание со своего "Я", оставить мысли о заботах, хлопотах (за дверьми храма), сконцентрироваться на службе - весьма необходимый навык сегодня.
tatiana_ryaba
Oct. 15th, 2017 05:32 pm (UTC)
В этом празднике меня традиционно удивляет то, что он почитаем у побежденных и не почитаем у победителей.
livejournal
Oct. 16th, 2017 02:31 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Павел Гусев
Dec. 13th, 2017 04:38 am (UTC)
Павел Гусев
"Мы вообще разучились видеть вещи такими, как они есть – они нам сами по себе не интересны", - так и есть. Алексей Навальный - один из тех, кто видит. Сейчас, по С. Лепину, юродивый - Алексей Навальный.
( 4 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

serge_le
fr. Sergy Lepin, D.D.
Website

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031