fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Ни шагу назад

{Из субботнего}
«Прикажи сынам Израилевым,
чтобы они принесли тебе елея чистого,
выбитого, для освещения,
чтобы непрестанно горел светильник» (Лев. 24:2).

Жили-были десять дев. Как-то пригласили их на свадьбу. Они все с готовностью пошли – далеко и сквозь тьму. Все они, как мы видим, были одинаково храбрыми, но кое-что их, все-таки, отличало и делило пятьдесят на пятьдесят: одни были храбрыми и умными, а другие – храбрыми и… Славянский текст называет вторых дев юродивыми, а по-польски «uroda» – красавица. Вторые, – ну, вы поняли, – были красивыми.
Умные взяли для своих светильников запас масла, а красивые – нет. И возможно, не потому, что они «не подумали», а потому, что они, наоборот, считали себя самыми умными и думали, что у них все рассчитано, и нет никакого смысла брать в долгую нелегкую дорогу лишний груз. Они верили, что все будет хорошо, и, возможно, осуждали прочих за их маловерие. Жених? Опоздает?? Да вы что!!!

Но кортеж жениха, видать, попал в пробку. Ожидание затянулось, светильники начали угасать. «Ха!» – сказали умные и поправили свои светильники. «Ой!» – сказали красивые и начали просить одолжить им масла. Но умные сказали, что им самим мало, идите купите себе и пр. Те и пошли (назад или всторону – прочь от места встречи), а тут как раз жених пришел…
В общем, красивые масло себе купили и, наверное, много. И светильники их вновь заполыхали аки фары-искатели на пока еще не купленном мной джипе. Но зачем, спрашивается, весь этот тюнинг утром?.. «Вы кто такие? Я вас не знаю!»...


Уильям Блэйк, "Притча о умных и глупых девах", 1822, Tate Gallery.

А как же, спросите вы, «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:42)? А что пользы человеку, если он выполнит эту заповедь так, что «себя самого погубит или повредит себе» (см.: Лк.9:25)? В том-то и дело, что некоторые хотят отнять у тебя душу – сами гибнут и другим спастись не дают.
А как же «Ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды (Лк.9:3)»? Ничего не всегда означает ничто. Кое-что не является ничем и всегда должно быть с вами в нужное время, в нужном месте и в нужном количестве. Елей – это ведь вера, надежда и любовь. Именно ими горит наше сердце, освещая нам дорогу сквозь тьму. Брачный пир – Царство Божие, а Жених в этой притче – Христос.

У всех десяти девушек была вера, надежда и любовь – ведь все они откликнулись на зов Жениха и восхотели оказаться в чертогах Брачного Пира Небесного Царства. Но одни достигли цели, а другие (формально выполнив больше работы) нет – почему? ДА ПОТОМУ ЧТО ОНИ – ДУРЫЫЫЫЫЫЫЫЫ!!!!!!!!!!!!!!!

А вера их была велика и даже больше, чем у других – до определенного момента... Сначала они верили в неочевидное («знали», что им хватит масла – безумство веры и фанатизм), а потом – не верили в очевидное, в то, что нет смысла возвращаться назад: если они смогли идти в темноте назад, то почему таким же образом не идти вперед? Как минимум, стой, где стоишь! Да и можно было как-то попробовать пристроиться к тем, чей светильник не угас, но нет жеж – им нужен только свой, личный! И побежали куры по дороге...
Глупые не отделяли главное от второстепенного – со светильником оно, конечно, удобнее, но наличие светильника не является проходным билетом на пир -- надеюсь, что они не отвечали за свет на торжестве. Им, юродивым, не хватало ума, мудрости, или софии (по-гречески).
(Сегодня, кстати, еще и день памяти мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – поздравляю!)

Если нет мозгов, то никакой веры, надежды и любви не хватит. Всё закончится (иногда, даже не начавшись). Чем ближе к Царству – тем меньше остается масла в светильниках, а тьма перед рассветом самая густая и холодная. Это и странно, и обычно одновременно...

Заметьте, задремали все: и умные, и глупые. Хотя Господь призывает к бодрствованию и тех, и других - чтобы не получилось все как в притче о злом рабе, который говорит себе: «не скоро придет господин мой» (cм.: Мф.24:48).  И Господь уподобил Царство Небесное не одним лишь пяти умным девам, а всем десяти, что, согласитесь, обнадеживает дополнительно.

В общем, как велел поэт, «светить — и никаких гвоздей!». Держитесь.

Tags: Библия, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments