fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

И по смерти жива

Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет свой сюжет и посвящен воспоминанию об определённых событиях. Однако до V-го века включительно Святые отцы вообще не упоминают ни о празднике, ни о событиях, которым он посвящён.
Казалось бы, что св. Епифаний Кипрский (+403), который принял христианство из иудаизма и подвизался монахом более 20 лет именно в Палестине, как никто другой мог бы рассказать о блаженной кончине Божией Матери, но в его творениях нет ничего, кроме констатации неизвестности. Писание ничего об этом не говорит, и он лично готов предположить одинаковую приемлемость диаметрально противоположных вариантов: как то, что Пресвятая Дева могла закончить Свою жизнь мученически в буквальное исполнение пророческих слов «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк.2:35), так и то, что Она вообще никогда не умирала. Но св. Епифаний де-факто признает, что апостол Иоанн взял Ее с собой в путешествие по Азии, и исповедует Её Приснодевство - «Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий… Ибо Писание стоит выше ума человеческого и оставило то неизвестным, так как Дева была сосуд честный и превосходнейший, дабы не остался кто-либо в предположении чего-либо плотского о Ней…». Это объяснение, если честно, мне кажется... так себе, слабеньким - ибо если бы Писание умалчивало обо всем, что выше ума человеческого и способного привести его в изумление, то объем его текста бы уменьшился раз в сто...


Успение Богородицы, XIII в., мозаика, Санта Мария Маджоре, Рим

Событийная канва праздника Успения взята из целого ряда апокрифических произведений, самые ранние из дошедших до нас рукописи которых датированы V веком, хотя, разумеется, они могли представлять собой письменную фиксацию информации, в устной форме возникшей неопрделенно раньше. Если в строгом смысле, то апокрифами назывались «тайные» (греч.: ἀπόκρῠφος — «скрытый, сокровенный) произведения гностических эзотерических культов, последователи которых считали часть своей литературы не предназначенной для всеобщего чтения и допускали к ее изучению людей только определенного уровня посвящения. Здесь же у нас речь идет просто о народных легендах, в которых что-то было правдоподобным и даже правдивым, а что-то -- вымыслом, ложью или просто чушью. Вопреки всяким новомодным авторам, Церковь никогда не прятала никаких апокрифов (дело сохранения сектантских тайн -- дело самих сектантов). Напротив, она, просто запретив их употреблять за богослужением, тщательно исследовала все легенды на предмет наличия в оных того, что могло соответствовать истинному Преданию. Как говорит Лосский, «Церковь умеет извлечь из них то, что может полнить и иллюстрировать события, о которых умалчивает Писание, но которые Предание считает достоверными».
Апокрифы разнятся в своих свидетельствах о Богородице, но в том, что Она блаженно почила, и Её душа была принята Её Сыном, они сходятся – все это и стало главной темой праздника Успения Богородицы, который возникает в V веке в Сирии, но под другим названием: «Память Блаженной». В VI веке это название было заменено на «Праздник кончины Божией Матери».
Можно предположить, что возникновение отдельного праздника в честь Успения происходит параллельно с возникновением праздника в честь Ея Рождества и представляет собой тематическое деление одного древнего богородичного празднества в честь Девы Марии. Доказательством этого служит свидетельства о существовании в Иерусалиме в середине V века просто недифференцированного мариологического торжества (15 августа), в котором не было отдельных акцентов ни на рождестве, ни на смерти Пресвятой Девы. В конце VI века император Маврикий своим указом сделает этот день торжествами, посвященными именно Успению Богородицы.

Роль т.н. апокрифов в формировании богородичных праздников (не только Успения) колоссальна. Но, тем не менее, все Богородичные праздники представляют собой, в первую очередь, актуализацию пророчества Самой Девы о Себе: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1:48) и генетически восходят к первому «ублажению», о котором повествует само Писание: «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк.11:27).

А в вашей общине ублажают Деву Марию? Если нет, то скажите такой общине "до свидания" прямо сейчас!

Tags: праздничное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments