fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Не прячьте ваши денежки

Деньги - больной вопрос во все времена. Особенно, если речь идет о деньгах в храме. И налоги - тоже...
Удивительно, но это так: Господь наш Иисус Христос, Владыка Вселенной и Царь мира был субъектом налогообложения! Божий Сын «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2:7) - когда Он был мал, налоги (жертвы) платила за Него Его семья, когда Он вырос, то платил их уже Сам. Писание повествует о двух соответствующих случаях. Посмотрим?

В первом, произошедшем в Иерусалиме, речь идет об уплате подати Кесарю – в пользу оккупационной римской власти (см.: Мф. 22:15-22; Мк. 12:13-17; Лк, 20:22-26), всякое сотрудничество с которой – даже вынужденное – считалось евреями предосудительным. Религия евреев позволяла платить подати только на Храм и только своему законному царю иудейскому. Против уплаты податей третьим лицам вспыхивали множественные иудейские восстания – как правило, все они идеологически инспирировались не просто соображениями типа «у нас нет денег» и «морда у вас не треснет?», а представлениями, согласно которым над евреем есть только Бог и, в крайнем случае, правильно поставленный от Него Царь Иудейский. Платить кому-то другому им «религия не позволяет».

Вот, что говорит Писание: «Когда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платите подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли» (Мф. 22:15-22).
Коварность вопрошающих была очевидной: если бы Христос ответил «нет», то у Него возникли бы серьезные проблемы с римской властью, если бы Он ответил «да», то очень недовольны были бы иудеи. Господь ответил «да», но сделал это так, что Его оппоненты «удивились» - согласно свт. Иннокентию Херсонскому, тому, что «прицепиться» было не к чему: Господь не обращает никакого внимания на основание вопроса (право кесаря в отношении иудеев) и формулирует Свой ответ исходя из его обстоятельства: если на вашей земле ходит монета кесаря, то примите правду такой, какой она есть на данный момент: чья монета того и царство, а хорошо это или плохо – это другой вопрос, заострять который было небезопасно уже для самих фарисеев и иродиан, и им «ничего не оставалось более делать, как только молчать и удалиться».  Бог - Он ведь и смерти не сотворил, но... это не значит, что нельзя хоронить умерших.

Давайте перейдем ко второму случаю – он был описан в сегодняшнем евангельском чтении.
«Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Мф.17:24-26).
Прощу заметить, что здесь речь идет об уплате налога на Храм – наоборот, о чем-то, имеющем прямое отношение к благочестию. Всякий уважающий себя и чтущий Бога иудей считал своим личным долгом нести обязанности по содержанию главной святыни своего народа, в какой бы стране он ни жил. Кстати, -- если вернуться к нумизматике, -- в чуде о статере, судя по всему, речь идет о сикле (шекеле) – не римской монете, а о тирском статере, который был единственно кошерным для религиозных платежей и жертв (вспоминаем о менялах в храме).
С одной стороны, в этом кроется ответ на вопрос, почему Петр сначала быстро отвечает «да» за Иисуса, и только потом идет сообщить об этом Ему: если нужно платить римлянам, то легко предположить, что нужно платить и на Храм. Но с другой стороны, когда к тебе так невзначай подруливают серьезные люди от власти и ненавязчиво спрашивают, не хочешь ли ты сдать кровь в поддержку голодающих детей Трансильвании и что-то купить в знак солидарности с немецким пролетариатом, то очень трудно им отказать. Мне думается, что нормы иудейского культа в описываемую эпоху утратили силу государственного закона – поэтому сборщики податей лишь предлагают сделать пожертвование, хоть и делают это публично да так, что отказать им «как-то не удобно».
Почему же они не спросят у Иисуса непосредственно? Златоуст предполагает, потому, что они «воздавали ему некоторое уважение» за сотворённые Им чудеса. Хотя, если предположить, что вышеописанная история с динарием (или подобная ей) им уже известна, то я бы не сказал, что они поступают неразумно: на их месте я бы тоже не нарывался…
А что Христос? Как ни странно, фактически, Петру Он говорит «нет», но… все равно позже платит сборщикам – правда, стильным и изящным образом: словно играя, как бы относясь ко всему несерьезно, а ведь тема нешуточная по сути. Просто достать деньги из кошелька было бы неинтересно. «Для чего не велит Он заплатить из хранившихся у них денег? Для того, чтобы и в этом случае показать, что Он есть Бог над всем, и что море в Его власти» (Златоуст).

Мы уже вплотную подошли к вопросу почему ответ Христа «нет»? Ведь это, все же, Храм, как никак…
Ответ на этот вопрос содержится в упредительном вопросе Иисуса о том, с кого цари берут подати. Они берутся царем с чужих, а не со своих детей. Поскольку Христос есть Сын Божий, то Он не может быть подданным храмовой налоговой системы. Христос делает платеж для того, чтобы никого «не соблазнять»: в сложных ситуациях иногда правильнее поступать так, как проще, а не доказывать что-то невеждам и спорить с профанами.
Но тем не менее, тема соблазна не всегда волнует Христа. Есть ситуация, когда «Христос пренебрегает соблазном; этим Он поучает нас различать время, когда надобно заботиться о соблазняющихся, а когда можно и оставить без внимания» (Златоуст). Есть темы, в которых даже Христос не смог не соблазнить…
Заметьте, Господь платит и за Петра, хотя с предложением заплатить к Петру никто не обращался. Прежде чем решать за кого-то (тем более за Христа), апостолу, конечно же, стоило ответить перед Законом за себя – ведь он однозначно не «сын», а «посторонний», т.е., чтобы спать спокойно, ему нужно было платить налоги, даже если никто над душой не стоит – тем более налоги на Храм. Впрочем, так нередко бывает: один за двоих говорит, а другой за двоих платит.

Итак! Платить налоги нужно. Но если вы являетесь гражданином не только своего земного отечества, а еще стоите в очереди за видом на жительство в Царствии Божием, то нужно платить пошлины и Небесному Царю. Без них заявки не рассматриваются. И речь здесь уже идет не только и не столько о деньгах, как вы понимаете. "Жертва Богу - дух сокрушен" (Пс.50:19), без покаяния и доброделания спасения нет.

-----------------------------
На иллюстрациях:
1. Тициан. "Динарий Кесаря",1514. Дрезден. Картинная галерея.
2. Мазаччо. "Чудо со статиром", ок. 1425. Флоренция. Церковь Санта Мария дель Кармине


Tags: Библия, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments