fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Идти пред Ним

«Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются… И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк.1.13-18).

“The Angel Gabriel Appearing to Zechariah” by William Blake, 1799 (The Metropolitan Museum of Art)

Блаженный Феофилакт полагает, что явление ангела Захарии произошло в «день очищения», т.е., в Йом-Киппу́р -- один из важнейших иудейских праздников, которому предшествовал десятидневный пост, усиленное покаяние и сугубые просьбы о прощении грехов.  В этот и только в этот день первосвященник и, по идее, только он входил в Святая Святых, окроплял его за грехи народа жертвенной кровью быка и козла (см.: Евр.9:25) и совершал каждение перед Ковчегом Завета (который ко времени описываемых событий был уже утерян).

Но Захария, по-видимому, не был первосвященником, и каждение он совершал по жребию, а не по праву первенства среди коллег. Как так могло быть, я не знаю. Возможно это как-то связано с тем, что должность первосвященника во времена римской оккупации была «уже не та»: не наследственная, не пожизненная, но продаваемая и покупаемая в интересах оккупантов самими оккупантами.

В любом случае, входя во Святая Святых, священник не должен и не мог молиться о себе – он молился об искуплении и спасении всего народа Израиля. И дело не в том, что «не положено по Типикону», а в том, что врядли Захаия молился о том, в чем уже окончательно разуверился к данному моменту: о возможности стать отцом.
Блаженный Августин предполагает, что Захария просил о даровании Мессии. Поэтому слова ангела «Услышана молитва твоя» нужно понимать именно в том смысле, что Захарии в русле развития общей темы праздника было предвозвещено о грядущем скором пришествии Искупителя, и только уже в качестве предзнаменования и доказательства исполнения сего было сказано о предстоящем появлении у него, Захарии, сына.

И в самом деле, если бы Захария просто не поверил в свои репродуктивные перспективы, то наступление беременности у его жены уже было бы достаточным удостоверением в оных. Но ангел насылает на Захарию немоту, которая сохраняется не только до родов, но даже до самого наречения новорожденного. Иоанн, Йоханан (евр.–  יוחנן) озанчает «Господь сжалился» - немота и разрешение от нее есть удостоверение в действительности начала активной стадии спасения человечества, в которой новорожденному младенцу суждено сыграть определенную роль: идти перед Ним...

Немой Захария - это вообще образ изнемогшего от ожидания Закона Моисея. И рождение Иоаанна - не только благополучное разрешение семейной драмы одной отдельно взятой еврейской семьи. Посудите сами.
Св. Антоний Великий говорит: «Родился "голос" от молчания и бесплодия и старости, то есть от обветшавшего, в глубокой старости, бесплодного Закона, от бесплодия приявших его иудеев, которым ничего из прореченного Пророками не было на пользу, и они не разумели о Боге и Слове рождения у нас на сбытие истине». Подобное скажет и преп. Исидор Пелусиот: «От молчания, и неплодства, и старости родился глас, то сие, как думаю, означает, что от писанного закона — обветшавшего, состарившегося, неплодного по причине непослушания принявших его — предварительно произошли пророчества о Христе»...
Рождение Иоанна, такм образом - не цель явления ангела Захарии, а знамение возвещенного ему грядущего Искупления. Да и сам Иоанн , вся его жизнь есть знамение пришествия в мир Господа.

Действительно, многие иудеи это знамение, как и все другие знамения Ветхого Завета о Христе, оставили без внимания: вместо того, чтобы принять Искупительную Жертву Христа и свидетельство Иоанна о Ней, иудеи сегодня в Йом-Киппур берут живого петуха и старательно трижды крутят им, бедным, над своими головами со словами «Да будет это моим искуплением…», а потом ритульно умертвляют его.
Нет, все понятно, но... почему петух??? факультативный ответ для любознательных: «Данная религиозная практика впервые упоминается в 853 н. э. в книгах Натроная бен Гилая, гаона Академии Суры в Вавилонии, который описывает её как обычай вавилонских и персидских евреев. В XIX веке еврейские ученые объясняют, что, поскольку на иврите слово гебер (гевер) означает "человек" и "петух", петух может действовать и служить в качестве религиозного и духовного "заместителя" человека... Путём этого обряда он {иудей - S.L} должен раскаяться в своих грехах, ясно представляя себе: мучения, которые испытывает птица, были бы справедливым наказанием ему самому за все его проступки...».
«Курица-искупительница» - то ли, они кур ценят очень дорого, то ли недооценивают свои грехи. Кстати, некоторые крутят не петуха, а мешочек с деньгами. Ну, что сказать на это? Кто как может, тот так и спасается!  Как писал Ю.Левитанский, «Каждый выбирает по себе Женщину, религию, дорогу»...

Tags: 7-40, Библия, логотея, праздничное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments