?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Я на вас удивляюсь

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час (Мф.8.5-13)



К Иисусу подходит а) язычник б) офицер армии поработителя и просит Его о своем слуге – вероятно, язычнике и, необходимо, пособнике и коллаборационисте.
Евреям не кошерно бывать в домах язычников, о чем и говорит Мишна: «Жилые помещения гоев нечисты» (Ohaloth, 18:7), ну а сюсюкаться с недругом не кошерно уже не только евреям (обойдемся без цитат).
Враг просит о враге, казалось бы. Нечисть за нечисть. Но Христос под шиканье и цыканье местных экспертов в области филантропии, все же, заявляет о намерении посетить сотника и исцелить его слугу. Это – не Его война, и оба народа здесь на одном пятачке земли находятся промыслительно: словно для того, чтобы Христу не воплощаться дважды и не ходить к ним по отдельности. «Спасение от Иудеев» (Ин.4.22), аминь, но Евангелие «есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину» (Рим.1.16). Первые (евреи) его получили непосредственно через Христа, Который и пришел к погибшим овцам Дома Израилева (см.: Мф.15:24), а вторые (язычники) -- опосредованно, в том числе и через разного рода слухи среди евреев о Христе. Блаженный Августин видит в истории сотника исполнения слов Псалтири: «Народ, которого я не знал, служит мне» (Пс. 17:44). Каким же образом, если он не знал? По одному слуху о мне повинуются мне (Пс. 17:45)».

И в разбираемом нами фрагменте Писания мы видим продолжение темы противления законников Христу, Который, согласно их обвинениям, был «другом мытарям и грешникам» (см.: Лк.7:34) - т.е., постоянно замечаемым в порочных отношениях.

Вполне возможно, тонко чувствуя ситуацию, сотник деликатно проявляет не только свою веру, но и свое смирение: вместо того, чтобы показать язык фарисеям и демонстративно в обнимку уйти со Христом, он просит сотворить чудо дистанционно.
Впрочем, это не способствует умиротворению ситуации, поскольку сам Господь, «переходя в контрнаступление», использует ее для того, чтобы обличить иудеев, сравнив веру всего Израиля с верой сего презираемого ими язычника -- с сухим счетом в пользу последнего.

Сотнику удалось невозможное: удивить самого Господа. Удивление — когнитивная эмоция, возникающая при встрече с неожиданным. Это реакция на непредвиденное отклонение от того, что считается ожидаемой нормой. Но разве есть что для нашего Господа непредвиденное?
Когда родители общаются со своим малышом, то их мимика часто гипертрофирована, а интонации не естественны – родители подчеркнуто улыбаются, подсказывая детям "место" для улыбки, они смеются, пытаясь рассмешить их. И далеко не факт, что в условный момент времени улыбка и смех самих родителей реально соответствует эмоциональному уровню их личного восприятия сказочки про белого бычка.
Так и здесь: Господь учит нас удивляться (прямомо в контексте - Его же учению о спасении). Удивление – начало не только философии, но и богословия. Богословие умирает вместе со всезнайством, а умирает богословие -- умирает все. Кроме любви, если она есть, разумеется -- «What Is Dead May Never Die».

На иллюстрации: "Иисус и сотник", миниатюра из Codex Egberti, X век.

Comments

( 4 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
Jul. 4th, 2017 01:34 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
blydnyi_syn
Jul. 4th, 2017 05:34 am (UTC)
Ваше толкование на этот отрывок из Матфея не только расходится, но и прямо противоположен тому, что говорят о Христе и сотнике в контексте их встречи и Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт.
anna_prosto_tak
Jul. 7th, 2017 06:23 am (UTC)
Аминь! Спасибо за переданный привет :-) Признаться, получила его с большой радостью
livejournal
Aug. 29th, 2017 09:00 am (UTC)
Удивляйтесь! И удивляйте
Пользователь badbeliver сослался на вашу запись в своей записи «Удивляйтесь! И удивляйте» в контексте: [...] — умирает всё. Кроме любви, если она есть, разумеется: «What Is Dead May Never Die». Источник. [...]
( 4 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

serge_le
fr. Sergy Lepin, D.D.
Website

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031