fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Какова же тьма?

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф.6:22-23)

Господь говорит нам о необходимости иметь цельное христианское мировоззрение – правильный взгляд на мир. Цельное мировоззрение есть важная составляющая концепции целомудрия – цельной мудрости, последовательного, системного взгляда на мир, основанного на фундаменте учения Христа (про фундамент мы недавно говорили). Правильный взгляд – это адекватное восприятие Бога, сотворенного Им мира, человека (и себя самого!) и адекватная реакция на воспринятое. Это также правильное видение духовных и нравственных сущностей – способность различать добро и зло, истину и ложь и пр. Если изначально, перед тем, как сделать свой первый шаг, человек все видит неправильно, то к каким результатам он придет в конце своего пути?
Святые Отцы не часто употребляли слово «мировоззрение», и я даже вот так сразу не готов сказать, употребляли ли они его вообще. Мировоззрение – как считается, достаточно поздний термин. Некоторые полагают, что он есть калька с немецкого аналога, изобретенного Кантом (Weltanschauung). Впрочем, я часто убеждался, что понятия, которые, якобы, изобретали философы, на самом деле благополучно существовали задолго до них в богословии (та же герменевтика, подсознательное и пр.). Но вполне возможно, Кант лично или вся немецкая классика изобретает и противопоставляет «мировоззрение» «миросозерцанию» – так же и по тем же причинам, по которым однажды была изобретена «онтология» и позже противопоставлена «метафизике».

Вспомним о Николае Кузанском, который пишет о том, что теория (θεωρία) чего бы то ни было есть созерцание чего бы то ни было в Боге (и только в Нем), на что, вроде как, и намекает этимология слова. Все остальное – получается – это не ТЕОрии вовсе.
И вот в приведенном фрагменте Писания говорится именно о ТЕОрии – о видении тех вещей, которые Свет Христов делает видимыми, различимыми, о чем и говорит прп. Симеон Новый Богослов: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Какое другое разумеет Он здесь око, кроме ума? Сие око не может быть просто, если не видит простого (чистого) света. Свет же простый (чистый) есть Христос. Итак, кто имеет в себе свет Христов, который бы светил в уме его, о том говорится, что он имеет ум Христов».
Основой всякого познания является самопознание. Посему авторефлексия является основой всякого мировоззрения. Видение себя, «саморазличение» и самоиспытание в Свете Откровения есть одна из главнейших задач построения мировоззрения, о чем и говорят Отцы в своих толкованиях.
«И ты, благоразумный читатель, слыша о лукавом оке, разумей не око в главе, но лукавый помысл в непросвещенном сердце», - пишет свт. Афанасий Великий.
«Самоиспытание и благоразумие есть око и светильник для души, как глаз есть светильник для тела» - говорит Антоний Великий и продолжает - «Апостол сие различение называет испытанием (см.: 1 Кор. 11, 28)… по сему изречению Писания: имже несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете (Притч. 11, 14). То есть Писание называет самоиспытание советом и предписывает нам, чтобы мы ничего не делали без совета, даже не позволяет нам без совета пить духовного вина, веселящего сердце человека, ибо говорит: без совета ничесоже твори (Сир. 32, 21), с советом все твори, с советом пий вино (Притч. 31, 4). То же Писание внушает нам: якоже град стенами разорен и не огражден, в который, то есть всякий, кто хочет, может входить и расхищать сокровища его, тако муж творяй что без совета (Притч. 25, 29)». Под совет св. Антоний, как мы видим, подразумевает не совещание с кем-либо (хотя и это понимание актуально), а именно самоанализ, рассуждение, которое иногда еще называют главной добродетелью.

Думать – главное требование веры!
В письмах прп. Амросия Оптинского есть прекрасный пересказ озвученного Кассианом Римлянином спора древних старцев о том, какая добродетель самая высшая. Одни говорили пост, другие нестяжание, третьи милостыня и т.д. Но Антоний Великий подытожил: все перечисленное важно и полезно, но сколько «милосердных нищих постников» уклонились с истинного пути! Почему? Потому что им не хватило главного: «правого и должного (т.е. истинного и необходимого - S.L.) рассуждения»!
Умников тоже много погибло – возразите вы. И я соглашусь - поскольку, как вы видите по ссылке, св. Иоанн Лествичник учил нас, что само правильное рассуждение происходит от смирения, а смирение – от послушания. Но если вдуматься, то… все равно рано или поздно получается, что умник погибает оттого, что ему не хватило ума – ума быть смиренным и послушным. Смиренной и послушной может быть и собака, но к самоиспытанию и благоразумию, о которых говорит св. Антоний Великий, собака не способна - поелику собаки «суть несмысленные скоты и животныя безсловесныя». Но и «По какой бы дороге ни шел глупый, у него [всегда] недостает смысла» (Еккл.10:3) -- заставь дурака Богу молиться...

На иллюстрации: "Всевидящее Око Божие" - Шуршаков И., дерево, левкас/яич. темпера, позолота 31см x 26см 2013 г.
Tags: Библия, воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment