fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Оставляя сети

Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф.4:18-23).

Чтобы последовать за Господом нужно оставить «свои сети». Что представляет собой сеть в прямом смысле – понятно: это такая паутина, которую человек плетет, как паук, чтобы ловить рыбу. Обычно считается, что «сети» - это то, посредством чего мы «ловим» - приобретаем, накапливаем, стяжаем.

Конечно, иногда сети - просто сети, так же, как иногда лопата – просто лопата. Мы не будем рассматривать такие случаи – чай, у нас не лекция в сельскохозяйственном техникуме. Давайте рассмотрим те случаи, в которых рыбак нечаянно сам превращается в наживку: ведь сети – это еще и то, что связывает нас, сковывает и не дает нам идти за Господом – т.е., вперед.

Сети в переносном смысле – причина растрат и убытков, но мы не только не пытаемся освободиться от сетей – мы еще сами постоянно чиним их и, более того, создаем их там, где их нет. Мы, изготавливая их из драгоценных нитей и украшая их причудливым плетением, превращаем их в предмет искусства. Они уже давно стоят больше, чем улов – даже теоретический. Сети перестали быть просто сетями, чем-то внешним – они уже внутри нас, они уже стали продолжениями наших нервов и вен. Поэтому Господь и говорит, что мало оставить что-то внешнее – нужно оставит себя: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Лк. 9:23).
Оставить себя, пройти вперед, оглянуться и увидеть оставленного себя, оглянувшегося назад. Выйти из себя, за пределы своей сущности – это видится невозможным, потому что отвержение от себя для нас равносильно самоаннигиляции. Но нет. Когда мы оставляем себя и свои сети, то от нас и остается тот самый крест (кладбища – тому свидетельство). Его-то и нужно понести.
В прошлое воскресение мы читали: «Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им (…) И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф.10.27-30). Для материалиста и эмпирика ответ Христа переводится одним словом «ничего». «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12) – это всё! Христос, как видится, предлагает поменять всё даже не на воздух, а не свет… Читайте внимательно Контракт (пер. на слав. – «завет»), в нем нет мелкого шрифта! Вера во Христа и холодный расчет в этом контексте выглядят не совместимыми.
...А сегодня еще очень удобно присовокупилось второе евангельское чтение Святым: блаженны нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду и преследуемые за Господа… Видите, идущие за Господом получают здесь на земле один единственный бонус: быть блаженными там, где все другие ощущают себя проклятыми.

Не все мы рыбаки, но вот сети – они повсюду… Уже только ленивый проповедник не говорил про такие сети как «В Контакте», «Одноклассники» и прочие – дескать, затягивает и вяжет. Так и есть! От себя лишь добавлю, что сеть 220в тоже не способствует просветлению – осторожно!

Ученики последовали за Господом… Что значит следовать за Господом? В описываемом фрагменте Евангелия постижение ответа на этот вопрос начинается с усвоения прямого его смысла (бросили все и пошли за Христом ногами: топ-топ, топ-топ). Иуда Искариот тоже ведь ходил. И мы ходим - вот, пришли же сегодня на службу…
Но одного прямого смысла недостаточно: вспомним, что после Своего Воскресения, Господь снова сказал Петру, который уже более трех лет ходил за Ним «своими ногами»: «иди за Мною» (Ин. 21:19,22).
Христиане должны идти за Христом, следуя Его совершенному примеру (см.: 1Пет. 2:21). Примеру в чем? Долгая и разнообразная тема!  Но говоря о Боговоплощении, мы чаще артикулируем внимание на теме обожения, раскрывающей себя в вере и добродетели: Бог стал человеком, для того, чтобы мы стали богами. Аминь. Я об этом сам говорил не однократно и еще буду говорить. Но на сегодняшней проповеди я сделал ударение на другом: Сын Божий стал человеком для того, чтобы мы... сначала тоже стали людьми. Следуйте за Господом: будьте людьми Ему в уподобление – обожение потом. Надо, чтобы было чему обоживаться. Думаю, термин «пресуществление» употребим не только в сакраментологии, но еще и в антропологии. Христианская антропология – учение о преображении, пресуществлении человека – во-первых, в собственно Человека, а во-вторых, в бога.
Люди, харэ быть скотами!

На иллюстрации: "Паутина лжи", © Mooncat http://www.photosight.ru/photos/363649/
Tags: Библия, воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments