?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Хотеть или иметь

Я вообще не верю в совершенность и самодостаточность, если речь идет о понятиях и определениях, но мне очень нравится определять личность через Образ и Подобие Бога, проявляемых в динамике развития её «действующих сил»: веры, разума, воли, любви, чувства, творчества и пр. Такой подход основан на предположении некой изначальной реакции между всем перечисленным, причем слово «реакция» (по аналогии отношений между химическими веществами) употребляется здесь для того, чтобы избежать слова «взаимодействие», поскольку в нем содержится указание на взаимность, которая может быть истолкована неправильно, и «противоречие» - чтобы избежать аллюзий на мнимую чужеродность.
Реакция «действующих сил», с моей точки зрения, не предполагает иерархий и выяснений того, что кому «служанка» - прежде всего потому, что объективные статические границы между «силами» отсутствуют, и сами эти силы суть разноразмерные, разноприложимые, но связанные своими результатами проявления и актуализации одного и того же – того, что в святоотеческой традиции называется «сердцем».
Если образно, то сами по себе эти силы могут иметь положительный и отрицательный «заряд» (положительная и отрицательная вера, например) что и определяет центробежность либо центростремительность протекающих в сердце человека процессов, причем «центром» всех этих внутриличностных процессов таинственным образом оказывается если и не сам Господь, то Его Образ. В отличие от физики, здесь противоположности не уравновешивают друг друга, а аннигилируют: они расходятся, а не сходятся. Например, положительная вера против негативного разума, положительная воля, против негативного чувства или действа и наоборот.  Целомудрие («цельная мудрость») – результат преобладающей интеграционной активности в сердце над дезинтеграционной.
Разум против веры, вера против дел, дела против воли, всё против всего - нас разрывает изнутри, как разболтанную бутылку игристого вина…

А теперь -- главная тема. Еще вчера у меня на уме был какой-то более плавный и очевидный переход к ней, но... вот если опять вернуться к нашему Молитвослову…
«Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя»… В эти словах – как это ни странно звучит – мы выражаем «желание быть спасенными независимо от нашего желания быть спасенными». В одном акте может обнаруживать себя две воли одновременно (и обе наши): одна воля регистрирует осознаваемое должное, другая – реальное положение дел.
И ладно, если должное берет вверх над сущим! Часто бывает так, что мы одно просим у Бога «вообще», но в действительности конкретных обстоятельств хотим совсем другого. Молимся о воле Божией, но на самом деле желаем только своего и в реальности поступаем так, словно воля Божья совпадает с нашей, что далеко не факт. «Отче наш, да будет так, чтобы Ты хотел того же, что и я, и не только на земле, у меня под носом – ведь этого слишком мало для такой всеобъемлющей личности, как я…».

Наверное, каждый из вас видел хоть один из «ужастиков» про изменения человека, в результате которых последний, вроде как, и сохраняет знакомую всем внешность, но внутренне он уже совсем не тот. Там еще иногда главные герои говорят что-то типа «Если будет со мной то-то и то-то, то убейте меня, ибо это уже буду не я».  Так вот, сама жизнь - еще то кино: ужастик с индексом «+18», на просмотре которого детям не место. И в жизни трудно разобраться, где я, а где уже не-я, где вот только что был ближний, а теперь – уже что-то вместо него. Здесь если и убивают, то обязательно не того. Любовь - это такое оружие, с которого вообще очень трудно попасть в цель. Зато ненависть - как дробовик в лифте...
Лосский определял личность как несводимость человека к его природе. Это одно из самых оптимистичных и воодушевляющих определений, которые я знаю. Господи, согласись с Владимиром Николаевичем: не своди меня к тому, что я сейчас есть. Ну, пожалуйста!

Comments

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
fotolooklj
Jun. 11th, 2017 11:59 am (UTC)
откуда яже неавижду, та и люблю, а благая преступаю

15Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.

livejournal
Jun. 11th, 2017 02:25 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
oleh_yury
Jun. 12th, 2017 08:40 am (UTC)
Очень познавательно написано и разделяю это мнение.
Как мы можем оценить себя на степень положительности или отрицательности нашего «заряда» (или положительности или отрицательности веры)? Ни объективно, ни субъективно мы этого сделать не можем. Объективно это может сделать только наш Создатель. Или как? И еще немного не согласен с Вашим сравнением в этом месте: «В отличие от физики, здесь противоположности не уравновешивают друг друга, а аннигилируют: они расходятся, а не сходятся». Что Вы имели ввиду под понятием аннигилируют? Аннигилировать – взаимно уничтожать друг друга и в данном контексте тождественно – уравновешивать. Если они центростремительные (сходятся)– то Вы имеете ввиду, что они имеют положительный заряд, если центробежные – то отрицательный? Вообще же в физике силы могут уравновешивать (аннигилировать) себя как в том, так и в другом случае (в случае, когда они расходятся и в случае, когда они сходятся).
serge_le
Jun. 12th, 2017 01:02 pm (UTC)
всякое древо познается по плодам - это о "заряде". Не, уничтожать и уравновешивать здесь не тождественны - также как между беременностью и небеременностью нету никакого равновесия, также ее нет между святостью и греховностью.
Да центростремительные - положительные, центробежные - отрицательные, разрушительные. Позитивная и отрицательная частица не исключают друг друга, а уравновешивают.
oleh_yury
Jun. 12th, 2017 09:59 pm (UTC)
Беременность/не беременность, святость/греховность, +/- - это некоторое состояние объекта. А уничтожение и уравновешивание – это некий процесс между состояниями или между объектами. И беременность (если уж мы взяли этот пример) исключает (а не уравновешивает) не беременность, святость объекта исключает его греховность, положительность заряда исключает его отрицательную величину. Сами по себе положительные и отрицательные частицы не исключают друг друга как таковые, но вот ее свойства – ее положительность исключает ее другое свойство – ее отрицательность. «Позитивная и отрицательная частица не исключают друг друга, а уравновешивают.» - возникает мысль такая: между добром и злом в этом мире идет постоянный процесс уравновешивания друг друга? Пока идет процесс мир существует? Пример или модель следующая: берем замкнутую систему – мобильный телефон ( или лампочка) с ее батарейкой. Батарейка – источник энергии, относительно ее мобильный телефон (лампочка) – внешняя цепь. Задались что относительно некоторого вывода (-) другой вывод будет положительным (+), не важно в данном случае по каким критериям. Батарейка будет отдавать энергию во внешнюю цепь от + к – (зададимся этим направлением во внешней цепи), а внутри батарейки энергия будет идти от – к +. При этом есть два вывода, два состояния: + и -. Свойства одного вывода (положительность ее зарядов)исключают другое свойство -отрицательность вывода. При этом как во внешней цепи, так и во внутренней идет процесс именно уравновешивания (или тоже самое, что и уничтожение – как только заряды на них выровняются ни станет ни того ни другого). Процесс прекратится именно тогда (лампочка перестанет гореть, телефон перестанет работать тогда), когда заряды уравновесят друг друга (абсолютное значение заряда на положительном выводе станет равному значению заряда на его отрицательном выводе – они перестанут быть плюсом и минусом), или другими словами – разность потенциалов между выводами станет равна нулю. Если из данной системы выбросить, к примеру, «+» или «- » как вывод или убрать разность потенциалов между ними – то система не работает!
dunadana
Jul. 7th, 2017 05:49 am (UTC)
Неплохое определение личности, надо признать.
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

serge_le
fr. Sergy Lepin, D.D.
Website

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30