fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Для больших и маленьких

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Та́к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь. (Мф.18:10-18)


Те малые, о которых идет речь – кто они?
Дети? Нет, не дети – несмотря на то, что несколькими строками выше мы читаем о необходимости уподобления детям в простоте и чистосердечности. Если бы речь шла о детях, то вряд ли слова Иисуса в отношении их были бы подгружены лексикой, описывающей состояние погибели, потерянности и заблуждения. Напротив, состояние «малости» детей, как это не сложно заметить, Господь противопоставляет какой-то другой «малости»: если обладателям первой нужно подражать, то носителями другой нельзя пренебрегать.

Кто же эти славные малые? Люди, низкие ростом? Люди простого происхождения? Конечно же, нет! Хотя, разумеется, грех смеяться над физическими недостатками, быть социальным шовинистом, и уж совсем не очень умно мериться с детьми в песочнице (если речь не идет о чистоте и растраченных возможностях, конечно).

Например, свт. Хроматий Аквилейский считает, что речь идет павших, и только о тех из них, кто верует во Христа - ибо «ради них Сын Божий сошел с Небес и спас их Своим страданием». А что, разве -- не ради всех людей Господь сошел?
Конечно, ради всех, но Евфимий Зигабен считает, что про грешников здесь не говорится – речь идет о праведниках, которые «кажутся малыми по своей простоте, но Богу – великими по своей добродетели».
Я же хочу солидаризироваться с мнением св. Иоанна Златоуста, который считает, что «Спаситель называет малыми тех, которые были таковы во мнении людей». Давайте еще присовокупим к этому замечание Лопухина: «Малые, как таковые, пользуются особенной защитой от Бога, которая подается им Ангелами-посредниками, видящими лицо Божие. Поэтому попытки добавить и изменить эту мысль в том виде, что под “малыми” разумеются только “верующие во имя Мое”, или “пребывающие в церкви”, (как в ст. 6) представляются ограничениями, не соответствующими общей мысли Христа и общему тону Его речи. Мысль Его заключается в том, что ни физически, ни духовно “малые” не только не должны быть соблазняемы, но даже не следует и относиться к ним высокомерно и с презрением. Здесь весьма тонкое продолжение ответа на вопрос, кто больше в Царстве Небесном. Так как больше всех “малые”, то ошибочно умалять и унижать их».

Итак, малые – это те, кого мы считаем меньше себя: в знаниях, умениях, навыках парковки, вкусах, образе жизни, положении, происхождении, целях, добродетели и даже чистоте исповедания.
И здесь дело не в том, что мы часто ошибаемся в оценках себя и окружающих -- хотя мы и имеем возможности сказать, что разбираемый фрагмент предостерегает нас от надменности и осуждения. «Надменность», от корня «мена» - цена, торговля, натуральный обмен – этимология как бы намекает, что речь идет не столько в недооценке кого-то, сколько в перео- или надценке себя. А «судить» же, напротив, значит суживать, делать узким -- т.е., в нашем контексте -- недооценивать ближнего.

Но предположим, что наши оценки бедственности положения кого-либо справедливы: оно на самом деде погибельно и даже, возможно, еще более ужасно, чем мы себе это представляем. Во-первых, это нисколько не говорит о том, что вы свое положение оцениваете адекватно, а во-вторых… вы видите только валяющегося в луже обоссанного бомжа, но вы не видите его ангела, который стоит перед Богом. Постыдитесь, хотя бы, его! Господь говорит в таком контексте об ангелах не только для того, чтобы сказать, что есть бедолаги, которые находятся под иммунитетом по отношению к нашему «компетентному мнению», но для того, чтобы мы: а) подражали ангелам в их попечении о малых сих б) задумались, где сейчас находится наш ангел-хранитель – а вдруг у него отпуск?

Увы, есть люди, с которыми не нужно крестить детей, с которыми мы не можем причащаться, создавать семьи, и общество которых может быть опасным для нас – те, к которым нужно относиться как язычникам и мытарям. Но а как нужно относиться к «язычникам», «мытарям» и к прочим «самаритянам»? Господь показал же – не так, как относились иудеи. А как? Да как к «малым сим», ёлки! Что вы как маленькие!

Tags: Библия, логотея, праздничное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments