fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Тебе дело?

Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною (Ин.21.20-23).

Вон даже Христос иногда отвечает вопросом на вопрос.
Вы кто такие? Вы тут причем? Вам-то какая разница?
И все потому, что на самом деле есть то, что «не наше дело знать» (Деян.1:7) – то, знание чего может быть неполезным, или нечто превосходящее наши познавательные способности (объективно или субъективно, пока или «вообще и в принципе»). Просто иди за Господом – верь!

Гипотетически, видать, существуют еще и такие темы, относительно которых можно сказать, что они не только не рациональны, но и не доступны для веры – это все то, о чем мы, вроде как, не имеем откровения. Не только «не наше дело знать», но даже и «не наше дело верить» - так можно описать эту ситуацию. Есть темы не только не полезные для знания, но и даже  вредные для созерцения, теорезиса (от греч. θεός- Бог) - чего-то имеющего бОльшее отношение к вере, чем к рациональной деятельности (см.: Исх.33:20)

Но если во Христе мы имеем всю полноту откровения, то разве не было бы противоречием думать, что есть что-то, что сокрыто от нас «вообще и в принципе»? Откровение, которое что-то скрывает – не откровение. Христос, воплощаясь, делает Бога-Истину объективно «антропоразмерной» – «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9). Истина Бога с воплощением не перестала быть самотождественной, а Бог воплотился не в какой-то одной Своей части, якобы, единственно доступной познанию и откровенной для нас. Бог прост, и у Него нет частей, значит у Него нет ничего сокрытого, коль скоро есть открытое. Правда, «антропоразмерность», о которой я говорю, - не означает «я-размерность», где под «я» подразумевается всякий субъект веры или знания. Речь идет о соразмерности человечеству Христа, вознесенному на Небо и явленной нам через Духа Святого в Церкви, которая, в свою очередь, есть Тело Христово (1Кор.12:13 1Кор.12:27, Еф.1:22-23). Но, тем не менее, это та самая антропоразмерность, к которой мы имеем отношение через Крещение и прочие таинства Церкви – в Духе Истины, наставляющем на всякую правду.

Если что-то от нас сокрыто во Христе, то не Самим Христом, а нами самими - т.е., субъективно. Согласен, что сложно отличить неизвестное от невыученного, бесконечность от той ситуации, в которой нам просто не видны границы. Это касается как рационального, так и фидеистичного: никто не может все знать и во все верить. Однако в своем незнании или неверии нельзя спешить с выводами типа «сие науке не известно» или «мы не имеем об этом откровения».

Если ребенок младшей группы детского сада расплачется, не сумев разобраться с подписью к заинтересовавшей его картинке из учебника для 6 класса, то не скажем ли мы ему «что тебе до этого?», а если скажем, то не в утешение ли? А в некоторых ситуациях, что бы ни спросил ребенок, мы сначала посадим его на горшок...

Любой вопрос должен подразумевать способность услышать ответ (я уж молчу про способность вопрошать - об этом почитайте у меня здесь). Условной бабушке, которой вдруг непонятным показалось отличие концепции перихорисиса в учениях Григория Богосолова и Максима Исповедника в случайно попавшейся ей книжке, проще порекоммендовать почитать другую книжку с другими словами.

Tags: Библия, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment