fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Прямой путь

Желая скорее решить одну хозяйственную проблему, связанную с приходской жизнью, я обратился с просьбой о ходатайстве к одной прихожанке, у которой муж является «большим человеком»: мол поговори с супругом, напомни ему о нашем разговоре. Та вполне логично предлагает мне его телефон – мол звони сам и напрямую. А я говорю, что «я и так напрямую» – через жену. Куда ж еще прямее? И привел в пример из Евангелия, когда Господь обращается к Пилату через его супругу: «Между тем, как сидел он [Пилат - S.L.] на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф.27:19). Разумеется, я шутил, но могла ли быть в этой шутке хоть какая-то доля серьезного? Об этом я думал, когда ехал домой.
Теоретическая часть богословия (схоластика), как и теоретическая физика, предполагает, что вы можете задать глупый вопрос и рассчитать ответ (иногда тоже странный). К примеру, что будет, если вы пробурите отверстие через центр Земли и прыгнете через него?

Приехал, полистал книжки...

Среди толкователей высказывались разные мнения о природе этого сна. Были и те, кто считал, что сон этот от дьявола, и страдала она от бесов. Но св. Афанасий Великий пишет, что именно сам Господь «Вразумлял же паче жену его [Пилата – S.L.], чтобы не по слову, но по явлению силы, уверовали, что судимый есть Бог».
Но почему Господь не обращается к Пилату непосредственно? На допросе молчит, во сне ему не является… Св. Иоанн Златоуст отвечает так на этот вопрос: «Или потому, что жена была более достойна его, или потому, что если бы видел он, то не поверил бы ему, и даже, быть может, не сказал бы о нем». Но так все равно ж не поверил...
Самое интересное замечание, ради которого я, сосбтвенно, и решил написать все это, делает бл. Феофилакт: «Сон этот был делом промышления Божия, не для того, впрочем, чтоб вследствие его освобожден был Христос, но чтоб спаслась та жена»…

Т.е., в принципе выходит, не всегда важно, получится ли у нас то непосредственно, что мы пытаемся сделать – Господь, «целующий намерения» (Евр. 4, 12), просто дает нам возможность послужить Ему и спасти свою душу. Можно, например, литургию и на пеньке в лесу послужить, а не в храме – получится не менее умилительно: птички поют, олени зачарованно слушают, а эти милые медведы... Но надо же как-то дать шанс строителям, архитекторам, чиновникам, жертвователям, любителям пения и изобразительного искусства, а также всем тем, кто не сможет присоединиться к церковной жизни при всех других обстоятельствах -  пока они не возлюбят чистое словесное молоко, дабы от него возрасти во спасение (см.: 1Пет.2:2)… Делай то, что ты должен делать, и не думай ни о чем больше.

Все эти хлопоты, которые, как кажется, напрямую не связаны с благовестием, значительно расширяют референтный круг проповедника и, стало быть, размеры его паствы. Даже пришедший к нему водопроводчик или инспектор, проверяющий газовые счетчики, суть - потенциально - «дети, яже даде Бог»...

Итак, муж и жена, являясь двумя экзистенциальными точками, могут быть связаны между собой только одной прямой. Кривых, правда, можно провести сколько угодно )))
--------------------
На иллюстрации: Пилат и его жена, фрагмент кадра из фильма Мэла Гибсона "Страсти Христовы"

Tags: из жизни, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments