fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Вещь и Слово

«Не, женщина - не вещь. Вот мотоцикл с коляской -  это вещь!»

Категория «вещь» - одна из основных в философии. Собственно, она обозначает все то, что сознание способно обнаружить за пределами своего Я.
Вещь, как ни странно, не всегда обладает свойствами вещественности (массой, протяженностью и пр.) и не всегда имеет материальный субстрат. Например, некоторые считали, что и математические объекты, и другие идеальные сущности существуют не только в нашем уме, но и вне его - объективно, и тоже с той или иной успешностью познаются нами как вещи (res – лат.).
Категория «вещь» находит свое употребление не только в натурфилософии и религиозной метафизике. Она вполне употребима в социологии, экономике, культурологии – притом даже в философских построениях вполне себе материалистических. Оказывается, что определенные нематериальные формы отношений между людьми могут обладать способностью «овеществления». Например, Маркс много говорил о том, как труд (даже интеллектуальный и, если изволите, духовный) может овеществляться, обнаруживать мою собственную отчужденную сущность, превращаться в продукт, затем становиться товаром, который можно обменять на деньги...
И наоборот: материальные вещи иногда идеализируются и «одухотворяются», что ли – в результате чего происходит расслоение их сущности и субстанциональности. Например, книга субстанционально суть совокупность бумаги, клея, ниток и краски, но ее сущность несводима к ее вещественности, она есть нечто большее: она есть бумага в ее «инобытии». Тут мы невзначай возвращаемся к старой доброй аристотелевской «форме», которая тоже была выражением сущности в своей соотнесенности к материи.

И что еще интересно и неожиданно: оказывается, Бог тоже может быть вещью  – тем, о чем мы можем мыслить, и что существует объективно вне нашего сознания. Признаюсь, что меня просто возмущало поначалу, когда мне приходилось сталкиваться  с выражениями у классиков, в коих Бог именовался вещью или предметом (Декарт, Кант)
Вопрос о том, что может быть вещью, является синонимичным по отношению к вопрошанию о том, что мы можем воспринимать и познавать, а иногда -- и до каких границ и на сколько достоверно. В таком контексте отказывать Богу в «вещности» было бы своего рода деизмом и иконоборчеством – где отрицается не просто возможность видимых материальных изображений Явленного Бога, но и возможность Откровения и основанного на нем построения интеллектуальных образов и представлений о Боге и всякого мышления о Нем (адогматизм и однобокий апофатизм). Можно даже сказать резче: Бог – это не просто вещь, а Вещь, ибо именно Он должен быть темой нашего познания по преимуществу, и ум нам дан в первую очередь именно для богопознания, а умение сдачу считать в магазине – это лишь необязательный бонус. Он – начало и конец всякого познания и сама сущностная связь между этим началом и концом. Знание от Него, через Него, о Нем.

Все вещи находятся во взаимодействии, в которых проявляются их свойства. Бог, как Вещь, обладает Своими свойствами, которые Он раскрывает нам в Своем отношении к миру. Т.е., «вещность» Бога явствует из наличествующих у Него свойств, а последние познаются нами в отношениях Его к нам, во взаимодействии с нами, которое возможно не из естественного положения дел во Вселенной, а только потому, что Бог Сам хочет нам явить Себя – многочастно и многообразно. Он от древности «овеществляет» Себя в наших понятиях о Боге, в идее Бога – это тоже своего рода воплощение, самое первое, незамечаемое и упускаемое нами. А потом Господь воплощается во всей полноте человеческой природы, давая нам возможность «идеализироваться» и обожиться – стать богом. «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы» (Пс.81:6).
Через Воплощение, Крещение, Евхаристию и веру, через отношение обмена свойствами устанавливается удивительная сопричастность Бога и человека. Бог нам «дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1.12). Святой Симеон Новый Богослов так обращается к Богу: «Ты сродник наш по плоти, а мы [Твои сродники] по Божеству Твоему». Сродник – родственник (от слова «род») -  «Мы Его и род» (Деян. 17.28). Опять же, сущность родовидовых отношений – в отношении свойств, отсюда и: «Я - Господь Бог ваш… Итак будьте святы, потому что Я свят» (Лев.11:44-45).

Бытие и вещи. Концепт вещи тесным образом связан с проблемой бытия, хотя бы потому, что многие бытие определяли в том числе и как совокупность взаимодействующих вещей во всем многообразии их связей.
Бог есть Сущий – Чистое Бытие, его Источник, возможность всякого свойства и отношения. Он - не просто субъект и тем более не предикат. Он есть Логос, Кванторное Слово, делающее возможным всякое «высказываение»: любое взаимодействие и взаимосвязь. Бог не есть что-то - Он – само абсолютное «Есть».
Сегодня, благодаря Христу, Который  явил нам Отца (см.: Ин.14.9), поскольку Он и Отец – одно (см.: Ин.10:30), мы тоже можем говорить о Бытии Бога, о Божественном Есть, не просто как о Абсолютном Идеальном Бытии, но и как о «совокупности взаимодействующих вещей» – Церкви (Экклесия, греч. – собрание, совокупность), которая есть Тело Христа (см.: Еф.1:22-23) а также «Столп и Утверждение Истины» (1Тим:3.15). Церковь есть Полнота Божественного Есть, к приобщению к которому призваны мы все. Сущий (Яхве) и все другие имена Бога имеют отношение к Церкви - во Христе и через Него. Бог дает Церкви Свое Имя. Он, Троичный в Лицах, есть Предвечный Совет Своей Церкви - ее Синод и Собор. Бог - в Церкви. Церковь - Иное Бога, поэтому Святость есть не просто предикатив Церкви - это ее субстантив. Оттого и уместна максима св. Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не отец».

Наша вера в отношениях среди людей способна и даже должна «овеществляться» – «ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру твою без дел твоих» (Иак.2:18). Но главное, чтоб она при этом не отчуждалась от своей сущности. Вещи через отношение к Полноте способны «одухотворяться», но при этом важно, чтобы они и впредь оставались не-Богом. Идолы – это не только дерево, металлы и прочие вариации сочетания формы и материи. Это еще и обожествленные мысли о Боге – словесные иконы, которые уже не просто почитают, но которым начали поклоняться.

------------------------------
На иллюстрации: Сотворение мира. Образ Бога передается в образе Иисуса Христа, "явившего нам Отца", и посредсвом Которого Отец "и веки сотворил". The Frontispiece of Bible Moralisee, mid-13th century

Tags: логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments