fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Стоит ли?

К Международному дню родного языка, который отмечается 21 февраля с целью защиты языкового и культурного многообразия, Sobor.by поинтересовался у белорусских священников, как они относятся к переводу богослужения с церковнославянского на национальные языки.

Протоиерей Сергий Лепин, председатель Синодального информационного отдела БПЦ

- Я только за. За то, чтобы и белорусский (и, кстати, русский) язык в частности и культура в целом были сопричастны служению и прославлению Христа. Из истории мы знаем, что каждый перевод Писания и богослужения имел колоссальное значение для языка перевода и культуры его народа-носителя. В ряде случаев это вообще ознаменовывало рождение классического стандартизированного языка из множеств диалектов и орфографий. Уверен, что богослужебное использование белорусского вдохнет новые силы в его развитие, с одной стороны, а с другой стороны, сделает более понятным богослужение для моих соотечественников. Хотя, всегда стоит помнить, что понятность языка не решает полностью проблему понятности как богослужения, так и многих других явлений. Многие тексты для меня, например, не понятны прежде всего потому, что они касаются непонятных для меня вещей. Лекции по квантовой механике на каком языке мне ни читай – результат для меня один…

Однако нужно понимать, что проблема перевода богослужения на тот или иной язык – не просто техническая. Это и духовная проблема. Белорусской культуре нужны «свои Кирилл и Мефодий», которые не только переведут красиво и адекватно, но и еще с достаточным тактом, осторожностью и чуткостью смогут представить свое дело обществу. Вспомним, что труды моравских братьев в свое время тоже были пререкаемыми, и за него они много претерпели лишений и бед (св. Мефодий даже провел в темнице три года за свою переводческую деятельность!). Однако мы тоже должны быть готовы не только к искушениям, но и к ответственности: язык – есть средство общения, т.е. единения людей, и именно такой должна остаться проблема перевода в Беларуси: в целом она должна служить идее сплочения народа вокруг Церкви и внутри Церкви. Но в это же время, решая различные филологические и лингвистические проблемы, нельзя забывать, что в Церкви мы объединены Христом и Таинствами, а не языком – мы же не какой-то языковой клуб!

В деле переводов нужно избегать односторонних решений. Я считаю, что желающий слышать службу на церковнославянском языке (и таких много), должен иметь такую возможность. Как должен её иметь и человек, желающий слышать службу на белорусском языке, русском, еще каком… Разумеется, трудностей не избежать, но ничего не делать и оставить все «как есть» всегда проще. Только вот Кирилл и Мефодий не захотели…


Кирилл и Мефодий переводят книги на славянский язык. Миниатюра Радзивилловской летописи, XIII в.

- Как Вы относитесь к мнению, что церковнославянский – язык особо высокий, и перевод богослужения на белорусский или русский язык лишит службу особой возвышенности?

- Современный русский и белорусский языки значительно богаче церковнославянского лексически и грамматически. А эстетика – это вообще дело десятое: кому что, как говорится. Представления об исключительной возвышенности церковнославянского, на мой взгляд, основаны на двух моментах: на ложной обывательской таинственности, проистекающей из его «полупонятности», и на ложном предположении, что переводить будут на разговорный и чуть ли не «албанский» современный язык. «Высокий штиль» доступен для современных славянских языков вполне и им можно пользоваться там, где это предполагается оригиналом.

У меня встречный вопрос: неужели белорусский и русский языки самые низкие и приземленные в мире? Почему служба возможна на английском, французском, суахили, татарском, бурятском и очень многих других, но не на моем языке? Я думаю, что многим противникам перевода нужно просто признаться, что дело в том, что им сложно будет привыкнуть к новому языку. В самом деле: даже самые простые и всем известные песнопения нужно будет разучивать заново… Это проблема, согласен. Но это техническая проблема и не более. Да и никто ж никого не должен заставлять. На данном этапе, я думаю, богослужения на белорусском должны быть доступными не по умолчанию, а по требованию – там, где они нужны прихожанам и клиру. Ну и хотелось бы, что бы и сами белорусы знали свой язык больше украинского. А то перевести-то, конечно, можно…

полностью читать здесь http://www.sobor.by/page/Stoit_li_perevodit_bogoslugenie_na_natsionalnie_yaziki_Otvechayut_svyashchenniki_2017_Feb_21_15_32_28

Tags: вопрос-ответ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments