fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Не кочегары мы, не плотники

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему». (Мф.4:1-11)

Прочитав это, я почему-то вспомнил о рассказе одного своего семинарского преподавателя, который с детства не любил сало – смотреть на него даже не мог. И его мама не любила сало, и, наверное, папа – все его домашние не любили сала. Ничто не предвещало никаких изменений в этом вопросе, но однажды он, преподаватель, принял монашеский постриг… И тут понеслось (по умолчанию монахи не должны есть мясные продукты): сало вдруг оказалось таким желанным…
Странные в моем воспаленном сознании возникают параллели, скажете?

А вы никогда не замечали, что «самое вкусное» в жизни случается в пост? Или спрошу иначе: не замечали ли вы, что духовные практики, которые служат цели достижения тех или иных духовных благ, вдруг обнаруживают перед вами множество заманчивых возможностей во грехе, и притом самом материальном, сальном, дебелом?
Вот смотрите: если бы не начал Христос поститься, то не известно, предлагал ли бы Ему, Царю не от века сего, сатана какие-нибудь царства века сего. И возносит дьявол Господа – да не на какую-нибудь башню Саурона, а на крыло самого Храма Божьего. И это - результат. И гора там была, небось, не ниже Эвереста - этакое мистическое потаенное место вселенной, с которого можно было созерцать мир целиком и все дела его. Шикарный вид, какая перспектива! Почему б не лететь? Казалось бы, вот она - польза поста как она есть. Но нет, это не она...

Не получилось у сатаны взять Христа на слабо и уговорить броситься с высоты. Почему? Ведь "написано же"?
Помните, что речь идет именно об искушении Христа, а не о "как бы искушении" - они, будучи частью Его страдний, не были призрачными. Господь сознательно и добровольно вверг Себя в череду последовательностей, причинностей, обусловленностей, принципов и ограниченных возможностей (не это ли означает "быть истинным человеком"?).  Поэтому Христа реально искушают не только "возвышением", но и падением: перспектива упасть с высоты была опасной. Мне кажется, что сатана - который, заметьте, берет Христа и тащит Его туда, куда хочет (см.:Ин.19:11) -  уверен, что Христос упадет, если прыгнет, и Христос тоже знает это. Ведь ангелы - "они не сейчас". Они будут потом и позже, в самом конце: когда уйдет от Него демон, они приступят к Нему и будут служить Ему – среди камней и песка, которые, кстати, так и не стали хлебом и водой.


Ботичелли С., "Три искушения Христа" (фрагмент), 1481-1482 г.
Кстати, в мировой живописи так и было: сатану изображали или в виде чудища, или... монаха. Поразмышляйте над этим. Тема для домашнего сочинения.


Так что не превратите свой пост в дьяволопоклонничество и не спешите соглашаться на заманчивые предложения -- "Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они" (1Ин.4:1). Не "кидайте понтов" перед всякой нечестью -- пусть сатана сам убьет себя об стенку. И не путайте: сначала уходят демоны,а потом приходят ангелы, но не наоборот (как бы того ни хотелось). Ну и это… осторожнее на высотах! 
Tags: Библия, воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments