?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

прот. Н. Афанасьев:

"Когда в силу обстоятельств вселенский собор стал учреждением чисто церковным, он мог быть созван лишь там, где действительно существовало первенство. Таким образом, на Западе соборы продолжали существовать даже после разделения церквей, поскольку там прочно установился примат Римского епископа. Но на Востоке вселенских соборов больше не было. И поныне все попытки созвать всеправославный собор оканчиваются провалом, и маловероятно, что такой собор будет вообще созван (...)
В настоящее время единство православной церкви становится чем-то вроде абстрактного идеала (выделено serge_le), который не находит своего проявления в церковной реальности...". VIA pretre_philippe


Похоже, не только единство, но и святость, соборность и апостольскость скоро эмпирически, в реальности церковной жизни обнаружить будет невозможно - только абстрактно и номинально. Все догматические высказывания постепенно превращаются в те кантианские априорные аналитические суждения, которые верны лишь в силу определения...

Получается такое вот "абстрактное православие", существующее в "идее", в уме, а не в реальности. Похоже, что мы постепенно подходим - пусть и несколько с другой стороны" - к проблеме ранеровского "анонимного христианства": если можно быть в абстрактно-номинальном единстве с другими православными поместными церквями, то разве нельзя поставить вопрос об абстрактном единстве, например, с католиками? Мол, да, эмпирически (литругически, канонически) мы не едины, но а в "абстрактном идеале" - еще как! Если единство есть только заданность, а не данность, то почему нет?
Если единство и соборность суть условная асимптота, то к этой асимптоте разве не могут приближаться в бесконечности две и более разных кривых: православная, католическая, ещё какая-нибудь?.. "Абстрактно" - могут: нужно только, чтобы асимптота была одной и той же, а функции кривых подобными - дабы "абстрагирование" не потеряло осмысленность ("тождественность" и "подобие" в данном случае нуждаются в дополнительном определении)...

Вспомнился Безумец у Ницше ("Веселая наука"): «Разве вы не слышали о безумце, который ярким солнечным утром зажег фонарь и, выбежав на рыночную площадь, неустанно вопил: «Я ищу Бога! Я ищу Бога!» Многие неверующие в Бога собрались вокруг сего человека и смеялись над его поведением. Один спросил: «Он что – заблудился?» Другой сказал: «Не потерялся ли Он, как малое дитя? Может, Он прячется? Возможно, Он боится нас? Вероятно, Он отправился в путешествие или эмигрировал?» И все громко, безудержно разразились хохотом. Безумец вбежал в толпу и пронзил всех своим острым взглядом. Он закричал: «Куда подевался Бог? Я скажу вам. Вы убили Его. Вы и я. Мы все Его убийцы... Бог мертв. Он остается мертвым. Мы убили Его». Безумец утих и снова взглянул на своих слушателей. Они молчали и смотрели на него с изумлением. Бросив фонарь на землю, разбив его вдребезги, безумец произнес: «Я пришел слишком рано. Мое время еще не наступило»...

Так вот, друзья, если бы ницшеанский Безумец действительно существовал и притом в наши дни, то он наверняка с фонарем бы искал не Бога, а Церковь: "Вы ее убили. Вы и я. Мы все ее убийцы".

Бог стал Человеком, поэтому богословие становится антропологией, и наоборот: антропология - богословием (да-да, кажись, Ранер об этом тоже писал). По этой же логике, поскольку Церковь есть Тело Христово, экклесиология вообще и социология христианства в частности неминуемо оборачивается христологией. Как в церковном году есть время для особо глубоких размышлений над событиями Страстей Христовых, так и в истории, и в наших размышлениях о "страстях Церкви" есть время поплакать о "распятой" и даже "умершей Церкви". И время поразмышлять над событиями Великой Среды тоже есть - разумеется...

Но атеист не тот, кто верит в "смерть Бога", а тот, кто не верит в "Его воскресение". С верой в Церковь все также. Церковь "во гробе" может пребывать только "плотью" - но уже не Христовой, а "нашей", явленной в истории.
Время Безумца наступило...

Cм. также по теме : http://serge-le.livejournal.com/378518.html

Comments

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
zanuda2
Jun. 3rd, 2016 04:55 pm (UTC)
Можно ли это как-то исправить, как вы думаете?
serge_le
Jun. 3rd, 2016 06:45 pm (UTC)
Трудно сказать. "Единство не создают - его обнаруживают" (Хомяков) Вероятно сейчас мы переживаем период "Страстной Пятницы Церкви" или даже ее "Великой Субботы".

Edited at 2016-06-03 06:46 pm (UTC)
romanr
Jun. 3rd, 2016 05:07 pm (UTC)
Ну мы же ВЕРИМ в единую,святую, кафолическую, апостольскую...
Если бы эти свойства Церкви эмпирически легко обнаруживались, они не были бы предметом веры))

Edited at 2016-06-03 05:07 pm (UTC)
serge_le
Jun. 3rd, 2016 06:09 pm (UTC)
да, но хочется верить также, что гегельянское совпадение должного с сущим имеет место быть и в реалиях церковной жизни )
Анатолий Пеньшин
Jun. 5th, 2016 08:57 am (UTC)
апостольскую...
А следовало-бы в Христову.
alar563
Jun. 3rd, 2016 05:44 pm (UTC)
если смотреть с организационной точки зрения, то после раскола потребовалась точка сборки уцелевших осколков - так Соборы обрели свою ценное значение. После постройки римско-католической ветви необходимость Соборов отпала и их количество резко снизилось.
pretre_philippe
Jun. 3rd, 2016 06:18 pm (UTC)
Еще от отца Сергия Желудкова сюда же, цитирую по памяти:

Догмат об исповедании единого крещения во оставление грехов в Символе веры давно уже "превратился в проблему".

И исповедание веры в "единую святую соборную и апостольскую", хочется добавить, тоже...
Анатолий Пеньшин
Jun. 5th, 2016 09:02 am (UTC)
единую святую соборную
Она есть. Просто она не кричит на всех перекрестках и не борется за место по солнцем.
В Ветхом Завете есть образ колеса в колесе. Вот это и есть церковь с её внешним ободом и с внутренним топазом.
Мы обычно видим только обод и вокруг него все наши страсти кипят.
livejournal
Jun. 3rd, 2016 06:31 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
shurik_loader
Jun. 10th, 2016 06:33 am (UTC)
абстрактное православие
Отче, а как вообще определить это абстрактное православие и в чем оно проявляется?
serge_le
Jun. 10th, 2016 12:35 pm (UTC)
Re: абстрактное православие
в тексте все написано, вроде
Valentina Volgina
Jun. 19th, 2016 08:43 pm (UTC)
спасибо
Отец Сергий! С Праздником Святой Троицы! и Большое Вам человеческое спасибо за сегодняшнюю проповедь!
serge_le
Jun. 20th, 2016 04:05 am (UTC)
Спасибо Вам. Приезжайте к нам чаще ))
( 13 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

serge_le
fr. Sergy Lepin, D.D.
Website

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031