fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Любовь и пистолеты

С одной стороны, я – не толстовец, а с другой – я не тот, кто считает, что со злом можно бороться злом. Апостол Павел в дополнение к известным словам Христа (см.Мф.5.44, Лк. 6.26-37) пишет: «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли). И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, ЕСЛИ УГОДНО ВОЛЕ БОЖИЕЙ, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые» (1Петр. 3.9, см. также: Рим.12.9). Поэтому «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим.12.14).

Можно ли вообще противиться злу? Несомненно! Только знать бы, чему противиться: уметь бы отличать это зло от добра в перспективах земной неоднозначности. В этом и суть дара различения духов (см.: Лк.9.54-56, 1Ин.4.1, 1Кор. 12.10)… А св. Апостол говорит, что различение добра и зла свойственно лишь совершенным (см. Ев.5.14). «Мы знаем, что мы от Бога, и что весь мир лежит во зле (1Ин. 5.19), но всякий раз, тогда, когда мы, обнаруживая себя «любящими мир и то, что в мире», начинаем бороться со злом, мы берем верный курс на самоуничтожение. Ударим напалмом по перхоти!

Можно ли вообще противиться злу? Можно и нужно! Упование на Небесный Иерусалим предполагает и некоторые «возражения и неудовольствия» - отречение от сатаны, его ангелов и всех злых действ его. В неприятии мира и есть противление. И Христос противился: но не армиями ангелов, не при помощи апостолов, не надеждами на суды. А чем? Тем, чему Он учил, тем, что Он говорил… Действительно: не нам спасать Церковь, ибо мы спасаемся в Церкви – в той, которой принадлежат Два Обетования Христа (Мф.16.18, Мф.28.20). Не нам умирать за Христа, обо Он Сам умер за нас (2Кор.5.14-15). Мы лишь должны умереть вместе с Ним, сораспявшись Ему, чтоб потом и восстать с Ним (Рим. 6.8, Гал.2.19, Кол.3.3). Моему нутру противна всякая идея «воины за Христа», если слово «война» понимать в социально-политическом контексте. Бог Сам может постоять за себя. Пусть мечи останутся в ножнах (см.: Ин.18.11).

А может со злом можно бороться «меньшим» злом? «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» (Рим.3.8). «Удерживайтесь ОТ ВСЯКОГО РОДА зла (1Фес.5.22). «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло» (1Фес.5.15). «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим.12.21).

Щеку на самом деле лучше подставить и другую, но когда речь идет не о твоей щеке, то все становится не таким однозначным. И здесь самое время задуматься над тем, что значат слова «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15.13). А «Любовь познали мы в том, что Он [Христос] положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3.16).

Христианская идея Добра абсолютна и безотносительна – в ней нет ни малейшего намека на нравственный дуализм восточных религий, в которых добро является совечным антиподом зла (Ормузд и Ариман). Естественно, зло должно быть превозможено, но причастием к Добру, а не к эфемерным идеалам борьбы. Иначе можно опуститься до языческого оправдания необходимости зла. Именно поэтому есть святые, но нет безгрешных (об исключении из этого правила – знаете). Добро – не просто преодоление зла. Спасение – не просто победа над бесами (это свойство или следствие), это – причастие ко Христу. Цель – не победа над вселенским злом (это не возможно, ибо здесь мы играем на «чужом поле»), а сделаться непричастным злу, чуждым для него и недоступным, невиновным в нем, выйти из-под его власти. Зло, судя по всему, имеет право на существование – по меньшей мере, пока. Но смысл зла как раз и в том, чтоб целиком и полностью ввязать нас в борьбу с собой – выманить нас из крепости Блага – ввести нас во зло. Вспомните о змие, которого Ева попыталась «поправить» (См.: Быт.3.1-2) и поразмыслите, в чем его «хитрость».

Не надо бороться со злом – нужно творить добро, и зла станет меньше. Ничто не порождает столько зла и лжи, как война за благо и истину. Зло оттого и процветает, что слишком много желающих его победить. Много мир повидал борцов за справедливость, равенство и братство… И где они все - ни добра не знающие, ни зла? Или ратующие за правду злодеи, или ничего, кроме лжи, не видящие «правдолюбцы»! Кто опаснее? Решайте сами, но я для себя уже все определил.


«…Зло против злобы – бейся доупаду.
Тьма против тьмы, но не зажжется свет.
Ведь ничего не может просто правда,
Когда ни грамма истины в ней нет.

Любой протест стенанья усугубит,
Кривее станут ложные пути.
Все ближе завтра - то, что не наступит.
Аминь! Аминь, ей, Господи, гряди!»

Uptdate (еще немного иеремиевского пораженчества):
"Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела [не знаю, можно ли считать это место аллюзией на Быт.3.15, т.е. указанием на то, что зло представит себя непобежденным, Христа – не пришедшим и т.д. - С.Л.]. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И ДАНО БЫЛО ЕМУ ВЕСТИ ВОЙНУ СО СВЯТЫМИ И ПОБЕДИТЬ ИХ; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Кто имеет ухо, да слышит. Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. ЗДЕСЬ ТЕРПЕНИЕ И ВЕРА СВЯТЫХ "(Откр. 13. 2-9).
Tags: политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments