fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Обычное право

Вчера при пении тропаря св. Василию Великому на словах «человеческия обычаи украсил еси» вспомнилась одна интересная ситуация, поразившая меня до глубины души в семинарские годы... Если честно, каноника всегда меня поражала и делала больно моей логике и... не только логике.

Речь пойдет о моей аллюзии, а не о прямом соответсвии нежеследующего процитированным словам тропаря.

Откроем два правила св. Василия Великого: 9 и 21 (курсив везде мой).

Правило 9.
Господне изречение, яко не позволительно разрешатися от брака, разве словесе прелюбодейна (Мф. 5:32), по разуму онаго, равно приличествует и мужам и женам. НО НЕ ТО В ОБЫЧАЕ. О женах находим много строгих изречений. Апостол глаголет: совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею (1 Кор. 6:16). И Иеремия: если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? (Иер. 3:1). И паки: содержащий прелюбодейку — безумен и нечестив (Притч. 18:23). Женам же обычай повелевает удерживати мужей своих, хотя они прелюбодействуют и в блуде суть…..

Правило 21.
Аще муж, сожительствуя жене, и потом не довольствуяся браком, впадет в блуд: таковаго почитаем блудником, и надолго оставляем его под епитимиею. Впрочем не имеем правила подвергати его вине прелюбодеяния, аще грех соделан с свободною от брака. Ибо речено: прелюбодейца сквернящися осквернится, и к мужу своему не возвратится (Иерем. 3:1), такожде: содержащий прелюбодейку — безумен и нечестив (Притч. 18:23). Но соблудивший не отлучается от сожительства с женою своею, и жена должна приняти мужа своего, обращающегося от блуда: но муж оскверненную жену изгоняет из своего дома. ПРИЧИНУ СЕМУ ДАТИ НЕ ЛЕГКО, НО ТАКО ПРИНЯТО В ОБЫЧАЙ.

Проблема на лицо: одно написано в Евангелии, но другое мы имеем «в обычае»: закон значительно строже к женщине, чем к мужчине при совершении одного и того же - прелюбодеяния. Как так получилось – неизвестно! Толкователи говорят, что святитель против такового, НО! он, пусть и нехотя, воспроизводит традицию и оставляет все как есть – никаких протестов, несмотря на все желания толковников выдать желаемое за действительное, в самих правилах святого нету… Вот такое вот «украшение обычаев». Вероятно, существоали такие условия, в которых даже такие адаманты, как св. Василий Великий,  как минимум, были вынуждены идти на компромиссы и или, как максимум,  были уверены в нецелесообразности применять евангельские нормы в полноте.

Но, слава Богу, существует не только патристика с ее "аутентичным прочтением", но и право, с такими хитроумными штучками, как "комментарии к закону" и "особенности правоприменения" – они-то и выравнивают ситуацию и заставляют понимать проблему не «по обычаю», а по-евангельски. Одну ситуацию мы имеем у св. Василия, но иное в Евангелии и... в нашем обычае.
Tags: из жизни, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments