fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Хроники Белонарнии

Читаю официальный сайт РКЦ в Беларуси… Там декларируется очень интересный взгляд на историю католицизма в нашей стране. Посудите сами...

Х век. Княгиня Ольга (? – 969) принимает крещение и имя Елена. В 959 году Ольга, будучи христианкой, возможно, латинского обряда, обратилась к немецкому королю Атону І с просьбой о епископе и священниках для своего народа. Король поддал славянские земли власти епископа Адальдага.
Первый упоминаемый в летописях полоцкий князь Рагвалод и его дочь Рагнеда были христианами. Рагнеда постриглась в монахини, приняв имя Анастасия, и основала недалеко от Заславья женский монастырь.
Конец Х – начало ХІ века. Св. Бруно Бонифаций вместе со св. Адальбертом проповедовал Благую Весть язычникам и был ими убит в 1009 году «на границе Литвы и Руси», это значит где-то на западе или юго-западе Беларуси. Тело святого после его смерти было погребено «русским королём». На месте погребения был возведён храм.
Между 1008 и 1013 гг. Князь Святополк женился на дочери князя (будущего короля) Болеслава Храброго. При епископе Райнберне в Турове возникло епископство западного обряда.


Пара моих скромных непрофессиональных замечаний:

Поминаемый Адальдаг - архиепископ Гамбурга и Бремена. Он по указу Оттона, принципиально, мог окормлять только тех славян, которые жили на подконтрольной  Оттону территории (вспомним, тот же Дрезден - изначально славянский город) или, хотя бы, находились на тех землях, на которые претендовал Оттон. В реальности же Адальдаг получил каноническую власть ТОЛЬКО над славянами Ольденбурга и Гольштейна (т.н. ободритский славянский союз), а его миссионерский вектор имел направленность в сторону Дании и Скандинавии.
Распространять вопросы истории Беларуси до истории в границах Киевской Руси можно и нужно (поскольку Беларусь есть одна из наследниц Киевской Руси и частично пересекается с ней в своих нынешних границах), но на сколько правомерно в таком вопросе распространять историю католицизма среди бодритов (или славян вообще) на территорию расселения предков белорусов? Несомненно, есть такие славянские племена, которые были крещены задолго до крещения русских племен, и есть среди них и такие, кто стопроцентно были крещены в латинском обряде, но были ли такие крещеные в латинстве племена (славянские или иные) среди тех, кто жил на современной территории Беларуси?

Далее. Действительно, западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом, что Ольга просила епископов у Оттона, но вот в таких вот словах: «Пришли к королю, как после оказалось лживым образом, послы Елены, королевы Ругов, которая при константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников». Т.е., Ольга крещена в Константинополе (угу, тайно латинским обрядом – «греки до сего дня лукавы суть»), а ее послы просили епископов «лживым образом» - она ж у лукавых греков крестилась и не важно каким обрядом.
А если серьезно? Что за «лживый образ»? Возможно, вот в чем дело. В 957 году Ольга, уже будучи христианкой, нанесла официальный визит в Константинополь. Видимо, он не принёс желаемых результатов, поскольку Повесть временных лет сообщает об обострении отношений Ольги и византийских послов в Киеве вскоре после этого визита. Неуспехи дипломатии в одном направлении предполагают поиск успехов в другом направлении. И - voi la! – послы Ольги отправляются в Германию. Политика – дело такое!
«Лживость» этой миссии – эмоционально выраженное летописцем недовольство результатами ольгиного посольства: в нем больше было демонстративного поведения и угрозы по отношению к Византии, чем реальной заинтересованности в интенсификации связей с германцами и обострении отношений с их врагами и своими братьями – западными славянами. А может миссия заслуживает такой нелестный эпитет потому, что автор просто раздосадован ее результатми. Хроника Продолжателя Регинона за 962 год говорит: «В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чём том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся». Доказательством пребывания миссии Адальберта в Киеве считают остатки ротонды Х века – и ничего более. Хотя и по ротонде есть вопросы, но не будем углубляться - пусть.

Насчет св. Бруно Бонифация. Он на самом деле в 1007 году посетил Киевскую Русь и встретился со св. кн. Владимиром, при поддержке которого отправился крестить печенегов. ПЕЧЕНЕГОВ, Карл! Я рад за печенегов, но мы – не печенеги, печенеги – не мы, в отличие от некоторых.
В 1008 году Бруно прибыл в Польшу, а оттуда - к пруссам, где ему удалось крестить местного князя. Хроники Саксонского анналиста и Магдебургские анналы, на самом деле, говорят, что смерть святого произошла «на стыке границ упоминавшегося края [в тексте речь идет о Пруссии], Руси и Литвы». В подчеркнутом мною появляется дополнительный оттенок, не так ли? Кем был убит святой? Братом крещеного прусского князя – т.е., пруссами. Я не знаю, как это событие могло произойти в южно-западной Беларуси – речь, скорее всего, идет о границах соприкосновения пруссов с литовско-славянскими племенами (возможно территория современного северо-запада Литвы и Калининградской области). Примечательно, что в польском городе Гижицко в 1998 году был установлен памятник — по утверждению строителей, на том самом месте, где Бруно был убит – несколько далековато от Беларуси, хотя… если присоединить Белосточчину… хм.. Годный и смелый троллинг поляков со стороны их белорусских единоверцев. Одобряю!
Проповедь святого проходила на фоне противостояния поляков, германцев и пруссов, где мученик служил примирению и усмирению вражды. И погребен был он… Болеславом Храбрым в… Польше! Я, конечно, буду рад, если выяснится, что он – белорус (или как на цитируемом католическом сайте: "русский король"), но вот будут ли, опять же, рады поляки? И при чем тут поляки? Мы ж, кажись, белорусы, а не белополяки, не? А может, поляки на самом деле - это тоже русские племена, а польский язык - русский диалект?

И таки Святополк Окаянный на самом деле женился на дочке князя Болеслава. Сам этот брак - результат неудачной для поляков войны с туровским князем (да, были времена, когда за неудачи государства платил не только народ). Возможно, польская невеста прибыла на Туровщину с латинским епископом. Но этот епископ, если он был, так и остался членом ее свиты (духовником?) и послом польского князя при Святополке. Никаких кафедр он не основывал – во всяком случае, никаких следов ее существования пока не обнаружено (ни исторических, ни канонических). Не везде, где появляются епископы, появляются епископства. Замечу так же, что сам Святополк был крещен с именем Петр, и, стало быть, в Турове уже существовала хоть какая-то каноническая инфраструктура тогда еще не разделенного на Восток и Запад христианского мира - т.е., княжне было где исповедоваться и причащаться. А смысл ехать в Тулу со своим самоваром?

Мы не обособляем историю Православной Церкви от истории западной ее части, придерживавшейся латинского обряда. Подвиг латинских миссионеров на белорусских землях среди наших языческих предков прославляется и нами.  До 1054 года история латинян - наша история. Да и после - тоже наша, но уже в несколько ином смысле...

Но я за мир. Конфессиональный и политический. Поздравляю католиков с наступающим Рождеством Христовым! Молитвами всех мучеников, распространявших Истинную Веру как в латинском, так и в греческом обряде, Господи, помилуй нас! Святые мученики, молите Бога о Европе - и о Западной, и о Восточной!
Tags: апологетика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments