fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Занудное

Как-то давным-давно, еще в мою бытность дежпомом в семинарии, я сидел в кабинете и смотрел новости с одним стареньким священником. Помнится, там рассказывали о том, как какой-то алкаш пробрался в погреб с коллекционными раритетными винами и много напакостничал: поразбивал бутылки, пытаясь распивать из горла некоторые напитки прямо на месте преступления. Расстроенный хозяин говорил в камеру, что не так обидно, что вор выпил ********* (тут должно быть название какого-то невероятного диковинного вина, которое я, разумеется, не запомнил), а то, что он даже не понял ЧТО пил.
Старец, услышав это, сказал,  что «Нынче все не так. Даже грешники не те пошли: грешить - и то не умеют. Даже в том грехе, который они избирают, не имеют ни вкуса, ни разумения, ни сознания – жрут из лужи и всё. Всюду «квёласць» и «млявасць» (есть в белорусском языке такие слова, которые я даже не знаю, как адекватно перевести на русский; казалось бы, где-где, а в русском должно быть много прямых аналогов, но нет – только подобия – S.L.). Откуда, спрашивается, взяться покаянию, ведь оно предполагает определенное осознаннее не только количества, но и качества греха?».
Если «жрал из лужи, жрал из лужи, жрал из лужи» - и есть все покаяние, тогда  «я больше не жру из лужи» и есть весь его результат.  Ни Богу свечка, ни черту кочерга, но ни как не два в одном (как «Head & Shoulders»). Бездарность, серость и тупость не могут не проявлять себя во грехе. В прочем, и в добродетели - подозреваю - тоже.

Я умею подгрузиться и зависнуть в размышлениях над словами, которые мои собеседники забывают сразу, после того, как они их сказали. Понятно, что когда-то и трава была зеленее, и небо – голубее. Тут без вариантов. Но есть в этих словах нечто большее, чем старческое брюзжание...
А вот сегодня читаю ссылочку, которую мне прислал мой друг-психиатр (Юра, привет!). «Старые, но еще действующие психиатры расскажут вам, что больной нынче не тот пошел — какой-то квелый, невнятный, без яркой симптоматики. Скукотища, одним словом. Раньше другое дело: больные были что надо!»
Déjà vu.  И я вот опять задумался…

Наверное, все дело в оскудении, в выхолащивании личностного начала в человеке. На грех способна только личность, а просто зло могут творить и животные (и растения, и грибы, и бактерии, и вирусы, и даже неодушевленные стихии). Животные не грешат и не сходят с ума - так, несоответствие поведенческим паттернам, или последствия стресса или травм головного мозга… И каяться они тоже не могут. Медведь залез на пасеку и всё там поломал, лиса залезла в курятник, съела одну курицу и нескольких надкусила, забулдыга залез в погреб и выпил Массандровский херес 1775 года… Увы и ах. Есть смысл обо всем этом сожалеть, но есть ли смысл осуждать виновников случившегося? Нет. И даже совсем не потому, что осуждение есть грех… Кстати и для любознательных, в истории всякое бывало.

А может, наоборот, человек сходит с ума точно так же, как животное -  и это делает его неподсудным, невменяемым, как животное. Не знаю. Определенно есть в человеке грех, который есть мера животности и который осуждать глупо и противно, а есть очень "человечные" грехи - вот тут сложно не осуждать...

Грех – всегда грех, грешник – всегда грешник и тд, и тп – всё как всегда… Может, не всегда есть смысл сравнивать события и явления по вертикали времени – иногда в горизонтальном одночасьи существуют разные травы с разной зеленцой и разные небеса с различной синевой. Мультиверсум.

Всем благословенного воскресного покоя!
Tags: из жизни, логотея, разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments