fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Верь, люби, учи матчасть II

Продолжение. Начало ЗДЕСЬ

Так вот… На чем мы остановились? Ах, да! На вопросе о том, что значит любить Бога. И что же значит любить Бога? О, я об этом много читал и таки вам сейчас все расскажу.
У читателей могли возникнуть (и возникли) два вопроса: 1. Можно ли спастись, имея веру, но не имея добрых дел? 2. Можно ли спастись без веры, имея только добрые дела?

Вот сказано же: "Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим. 3:20), "Потому что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет" (Гал. 3:11). «Он {Бог} спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.3:5). В прямом смысле речь идет о тех делах, которые подразумевались иудейской обрядностью (как бытовой, так и богослужебной), но если исходить из того, что «дела закона» (Моисеева – всего того, о чем говорится в Торе и у Пророков) нам никак не удастся свести только к ритуалистике, то становится очевидным, что имеется в виду добродетель вообще, хотя в определенных местах речь идет именно об обрядности (например, Рим.4:2-6).

Т.е., может показаться, что «главное любить всемогущего и доброго Бога», и громче всех кричать «Аллилуйя!», а все остальное не важно – будь хоть последней сволочью, если тебе так нравится. «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим?» (Рим.3:8)

Но нет. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? … Хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак.2.14,20) Т.е., веры без добродетели не бывает, как жизни без воды - если правильно понимать значение слова «верить», иначе и сатана выйдет «очень верующим», поскольку «и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2.19). Любовь к родителям, женщине, к ребенку, к собаке – ко всему! – обнаруживает себя в делах, а не в словах. Ее не существует вне проявлений, а проявление – в делах.
Нелюбовь, кстати, тоже обнаруживает себя в делах… «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы… Вы делаете дела отца вашего… если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня… Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (Ин.8:38-44). Даже «Если имею … всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор. 13:2). «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим.13:10). ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА, Карл!
«Любящие Его сохранят пути Его». (Сир. 2, 15). «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14, 21). "Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир". (1 Ин. 5, 3-4). Теперь «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак.2:24) А?

И зациклим. "Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Иоан.6:28-29) ВЕРА И ЕСТЬ ДЕЛО, а не только дело есть вера.

Это - не смешение различного. Это соединение того, что в европейских языках противопоставлено, но на языке Библии выражено одним понятием. Первый раз слово "верить" упоминается в Быт. 15.6: «Аврам поверил (!m;a «'оman» – от чего и происходит «аминь») Господу, и Он вменил это ему в праведность». И в других местах слово «верить» с производными является переводом «омана» и однокоренных ему слов. Перекочевавшее в русский «аминь» используется как подытоживание молитвы или как термин, что-либо подтверждающий: вера говорит на все, что сказал Бог: «Аминь», библейское «верить» – значит «аминить» Богу разумом, верой, чувством, деланием, доверием, надеждой, стремлением и намерением... – все своей природой, а не отдельной ее частью, раскрыться навстречу возвещаемому Откровению. Европейские переводы выхватывают только один какой-то смысл из перечисленных. В принципе весь спор о «вере и добрых делах» между католиками и протестантами можно выбросить в мусорку и считать его зацикленным либо на банальные злоупотребления и крайности с той и другой стороны, либо терминологическим недоразумением.

Однако, люди, на самом деле, могут "быть хорошими" (и бывают) по отношению друг ко другу и вне христианства, и даже вне религии вообще. Бывают люди, относительно которых можно сказать, что их религия (нет, вернее, их восприятие религии) сделало их хуже...
Бытовая, общечеловеческая добропорядояность и без религиозности возможна, однако духовная праведность без бытовой и общечеловеческой порядочности не возможна.
Когда мы поступаем в институт, то у нас не проверяют скорость чтения и знание таблицы умножения – это само собой разумеющееся. Перед тем как стать христианином, нужно стать человеком – это само собой разумеющееся. Хотя, возможно параллельное развитие, где христианство и человечность данамически взаимообусловлены, и еще возможны чудеса: уверовало животное и бац! стало человеком.
Но по-любому, ритуальную составляющую иудаизма как промежуточный этап духовно-нравственной эволюции можно пропустить: обрезан ты или не обрезан – разницы никакой. «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новое творение. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость… Аминь» (Гал.6.15-18).

Стоп-стоп-стоп! – скажете вы. А как же понимать слова апостола «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2:14–16)? Про змкон уже говорилось. Если дела не спасают верующих, то как они могут спасти неверщих? Исходя из того, что нам открыл Господь, вера во Христа есть необходимое условие для спасения, и вне Его спасения нет! В приведенной цитате речь идет о «тайных делах» - о чем-то таком, что от нас сокрыто, что нам непонятно, о чем мы не можем мыслить непротиворечиво. В самом деле, как это соотнести со сказанным у Иоанна: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин.3:18)? А значит не надо об этом мыслить вообще – ведь сказано, что «Бог будет судить». Все наши суждения о спасении имеют применимость только в границах нашего Закона Божиего«Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом» (Рим.3:19). Мы желаем спасения всем – и язычникам, поэтому с проповедью обращаемся ко всему миру. Я не знаю, как возможно спасение для неверующего (исходя из моих знаний это невозможно), но я знаю, что мое знание о спасении меньше всего играет роль в спасении\погибели неверующих, которые знать меня не знают и знать не хотят. Поэтому только от Бога спасение, что Он один знает КАК спасти нас. А люди знают только как осудить, да и то…

Правильно ставьте акценты: не наша вера нас спасает, не наши дела – никто не спасет себя сам своей верой или своими делами. Нас спасает только Бог «через Иисуса Христа», спасение есть Его дар, а не заслуженная нами награда. Заслуженным может быть только ад.
Tags: Библия, воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments