fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Они хотели видеть

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их... (Мф.9.27-29)

Почему Христос выполняет просьбу об исцелении слепых не сразу? Возможно, потому, что Он тоже исходит из принципа, что всему должно быть своё место и время – главное, чтобы речь шла о том, чему лучше быть, чем не быть. Во тьме своей слепоты и беспомощности, не получив никаких обнадеживающих знаков, несчастные должны были некоторое время проследовать за Христом «на авось», как может показаться - не иначе как для того, чтобы прежде оказаться с Ним под одним кровом и услышать сперва вопрос в ответ на свою просьбу: "А вы на самом деле верите в то, во что просите?".
Нет, Господи, знаешь, мы решили просто прогуляться и посмотреть, как Ты живешь! Однако вопрос не такой уж бессмысленный, как может показаться! Если честно, мне периодически приходится встречаться с людьми, которые могут предаваться изощренным духовным подвигам при отсутствии внятной мотивации или если и с наличием оной, то такой, относительно которой можно было бы смело сказать, что лучше б ее не было (вместе с самими подвигами). Далеко не всё в религиозном поведении может быть измерено верой. Иногда само религиозное поведение заменяет собой веру. А если нельзя быть оправданным делами даже Божественного закона (см.: Гал.2.16), то какими делами тогда можно быть оправданным вообще?

А еще вера также может прекрасно вырождаться в чувство долга, или в искусство, науку, философию, в терапию или реабилитацию...

Быть слепым – это тяжело. Быть слепым и не верить – еще тяжелее. Путь же за Христом - это одна из немногих вещей, которая, в принципе, доступна не только слепым, но и даже паралитикам. Следование за Христом для слепых могло не иметь никакой иной цели, кроме самого следования –  религия является лучшим обезболивающим средством (до поры, правда).

Как сказал Маркс (и не он один),  религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, опиум народа. Но даже если под опиумом понимать не наркотический дурман, а анестетик, это определение слишком узкое. Религия, являющееся формой осознания зависимости от Бога  – это комплексная терапия, в которой "обезболивание" – только часть (и далеко не обязательная). Согласие на веру для многих оборачивается согласием на боль – притом такую, которую они не испытывали никогда ранее, и которая будет только прибывать прямопропорционально самой вере.
Но в любом случае, обезболить -- еще не значит вылечить. Врач (и духовный тоже), который не лечит, а только обезболивает, рискует стать наркодилером. Именно к таким эскулапам обращался Новалис, когда писал: «Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы».
Увы, в любом храме полно людей, которые не верят в свое спасение - в Бога, дарующего спасение, если точнее. Однако, я ни на секунду не сомневаюсь, что им с церквями лучше, чем без них, хотя, возможно, для многих – уж не так как когда-то…

Кстати, немного лирики об опии - из популярной медицинской статьи: «Лица, в первый раз вводящие себе опиум, могут иметь ощущение тошноты, рвоту, головокружение, то есть, первое знакомство с препаратом может быть неприятным. У лиц, принимающих опиум не впервые и в своей компании, могут возникнуть приятные ощущения: расслабление, хорошее настроение и чувство единства. В течение первых нескольких месяцев превалируют положительные эффекты, и наркоманы, стремясь к их повторению, принимают опиум часто. Позже, из-за развития толерантности, чтобы достичь прежнего эффекта, необходимо увеличивать дозы. Несмотря на то, что приятные эффекты ослабевают, наркоман уже не в силах отказаться от наркотика, потому что находится в физической зависимости. Он принимает наркотик не для удовольствия, а стремясь избежать абстинентного кризиса»…

Но вернемся к Писанию. Слепые выразили свою надежду не просто на исцеление, а на помилование - их обращение предполагает не только устрание их недуга, но и самой его причины. Они хотят видеть, а не просто постоять рядом, утешая себя тем, например, что у них есть ноги, и они могут ходить. Они пришли именно за той силой, о которой говорил немецкий поэт в приведенной выше цитате. И Господь касается их глаз: «По вере вашей да будет вам». Да пребудет эта сила и с вами, друзья! И... таки не забывайте "увеличивать дозу" - поминая притчу о Талантах.

 
Tags: Библия, воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment