fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Кто имеет уши...


Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!  (Мф.13:3-10)


В общем, с основной мыслью притчи все понятно (ну, плюс-минус). Проблемы могут возникнуть только с вопросом типа «ЗАЧЕМ СЕЯТЬ НА АСФАЛЬТЕ???» - давайте посмотрим на притчу с этого необычного ракурса. Не, ну в самом деле, странный Сеятель: из четырех семян только одно попало «куда надо»! Это че за посевная такая?
Есть много дарований, по наличию коих можно сравнивать людей. Есть люди, к примеру, с исключительным музыкальным слухом и прекрасным чувством ритма. А есть совершенно «глухие». Некоторые от этого очень страдают (или их окружающие), а некоторые даже не парятся по этому поводу и находят способы реализовать себя в другом. У них нет ушей, чтобы слышать – вот они и рисуют, вышивают, так просто в Фейсбуке сидят…

Религиозность – в определенном смысле есть способность, которая у всех выражена по-разному в количественном и качественном отношении. Думаю, совершенно очевидно, что есть невероятно одаренные и талантливые люди в вопросах духовности, а есть… ну, так себе: ни звука, ни ритма, ни даже вкуса. Как об стенку горох.
Здесь очень легко докатиться до кальвинского предопределения или чего-нибудь подобного: если есть у тебя определенные «задатки», то ты спасешься, а если нет – ну… Бог «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?". Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого? (Рим.9:18-21)» Короче, парень, ничего личного! Забудь о спасении! Тебе, такой посредственности, самое место у… короче, ты и есть само это место: ночной горшок! Да ладно-ладно, ну ты че – обиделся, что ли?

Но, слава Богу, Православное учение видит такую логику ошибочной. Мы верим в Того Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4) – даже те, у которых нет «ушей», чтобы «слышать». И я верю, что Господу бесконечно везёт: Его желания всегда исполняются – рано или поздно.

Спасение – в Церкви, которая есть Тело Христа. Т.е., оно, спасение, есть нечто относящееся к «коллективу». Оно как победа на врагом: генерал неминуемо кого-то бросит на верную смерть, чтобы кто-то другой, припасенный до нужного момента, смог водрузить знамя над бастионом врага. Но и погибший есть сопричастник победы, не так ли?
Пока дьявол клюет семя, павшее при дороге, пока другие ростки сохнут или гибнут в неравной борьбе с сорняками, ты нежишься в тепличных условиях с дополнительным искусственным освещением, прополкой, удобрением и барочным иконостасом XVIII века. Скажи, а чем ты был лучше других? За что тебе такая пруха?

Иногда спрашивают: почему Бог даёт всем людям неравные шансы для спасения? Есть в этом вопросе некое утверждение, которое я не могу принять. Спасение – от Бога. А для Него все шансы одинаковы! Уверен, что у нас есть все необходимое для того, чтобы тематически связать данную притчу с притчей о Талантах. И в самом деле: зачем что-то поручать бездарям, когда закопанный ими талант заранее можно отдать парням посмышленее? И бездари целее, и денег больше…

Конечно, не так много среди нас Сергиев Радонежских или Серафимов Саровских – гении везде редки… Но каждому падает семечко Слова Божьего – даже там, где падает оно «при дороге».
И очень важно, с одной стороны, чтобы его в такой ситуации не склевали всякие твари под предлогом того, что оно плохо лежит, и что вне плодородной почвы нет и не может быть урожая спасения. А с другой стороны, важно, чтобы человек "с сердцем при дороге" вслед за лукавым рабом не начал говорить что-то подобное: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал» (Мф.25:24)?…

Ведь посеяно и рассыпано – всем и везде! Даже там, где, с нашей точки зрения, ждать чего-то совершенно бессмысленно. Но не так оно для Бога – мы по-своему предполагаем результаты и цели, а Бог по-своему… «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь» (Ис.55:8). Мы даже не знаем, что Он задумал! И если станет нам что-нибудь ясно, то не сейчас.

Хочешь поучить Господа сеять? Че, серьезно? Да у тебя проблемы с музыкальным слухом! «Не гордись, но бойся!» (Рим.11.20).

Tags: воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments